Группы танцевальной терапии

История и развитие

Психодрама является адаптацией сцен' драмы, танцевальная терапия ведет свое npоисхождение от творческого танца. На раннем этапе танец стал средством выражения мыслей и чуг торые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка 1953). На протяжении тысячелетий в разных группах существовали ритуальные танцы для празднования, отведения беды, оплакивания мертвых, лечения больньных. Танец был сильным средством самореализации и выражения чувств. В религиозных ритуалах танцоры стремятся отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя со свирепыми животными или колдунами и чертями.

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации и самовыражения тился в вид искусства, целью которого было увеселение публики. К XIX в. танец стал средством выражения, что лучше всегло иллюстрируется появлением классического балета. Из тех, кто внес свой вклад в возрождение танца в Северной Америке в XX в. была огненная и свободолюбивая Айседора Дункан. Она использовала ее собственные и выразительные движения в современном человеческом танце, отбросив формализм традиционное балета и сменив романтические иллюзии на реализм. Дункан исходила из того, что танец может использоваться для естественного выражения сокровенных чувств и "души" людей. На этом пути современный танец развивался как средство индивидуальной экспрессии или как отрицание классических форм движения.

Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных форм движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька. Представление о танце как коммуникации было развито экспрессивной танцовщицей Мери Уигман.

Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым (Wigman, 1963, р. 10).

Исходя из целей нашего последующего изложения, кратко остановимся на тех четырех факторах, которые способствовали развитию танцевальной терапии (Schmais, 1974) '. Во-первых, после второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны, нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых не могли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальное воздействие.
Не существует четкого различения терапии танцевальной и той, что известна как "двигательная", хотя понятие двигательной терапии, обычно практикуемой специалистами в области терапии танцевальной, является более широким. Танцовщица и учительница танцев Мэриан Чейс (Спасе, 1953) была названа "первой леди" танцевальной терапии за новаторские работы в этой области. После занятий ее ученики испытывали чувства эмоционального освобождения и гармонии; результаты этих экспериментов вызвали интерес местных психиатров.

Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилось открытие в 50-х г. г. транквилизаторов. Доступность и широкое применение лекарств помогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиник новые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие более активное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методом по отношению к этим программам. Третьим фактором в развитии танцевальной терапии в б0-е гг. стало движение тренинга человеческих отношений, которое способствовало разработке более экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами. Наконец, исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970), вызвали интерес к новым программам танцевальной терапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обучения интуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правого полушария (Bogen, 1977).

Психоаналитическая теория также оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх (Reich, 1942), Карл Юнг (Jung, 1961) и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан (Sullivan, 1953) внесли свой особый вклад в рассматриваемую область. Райх, как мы уже видели, попытался декодировать язык тела и описал, как напряжение накапливается и выражается физически. Интерес Райха к роли тела в эмоциональном развитии и работы его последователя Александра Лоуэна над способами высвобождения напряжения через физические движения также помогли достижению танцевальной терапией лечебного эффекта. Сегодня танцевальные терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Юнг подчеркивал терапевтическую ценность артистических переживаний, которые он называл "активным воображением". Он был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце. могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарси-ческого освобождения и анализа. Акцентирование Юнгом роли символической активности и творческой экспрессии для психотерапевтического воздействия оказало влияние на движение танцевальной терапии. Наконец, когда перед танцевальной терапией ставится задача ресоциализации заторможенных больных, в ней используется теория социализации и человеческого взаимодействия Салливана. Танцевальная терапия может рассматриваться как первичное средство поощрения невербального взаимодействия и между клиентом и терапевтом, и между участниками.

Сегодня ряд университетов предлагает программы по танцевальной терапии, по которым готовятся студенты для работы в больницах, клиниках, центрах реабилитации, в тюрьмах, частных лечебницах и в других местах, где может быть полезна двигательная работа. В основном эти занятия проходят в группах.

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"


  • Анализ движения в танцевальной терапии   Психология и анализ движения в танцевальной терапии.
  • Основные понятия танцевальной терапии   Психология и основные понятия танцевальной терапии.
  • Основные процедуры танцевальной терапии   Психология и основные процедуры танцевальной терапии.
  • Практические упражнения для групп танцевальной терапии   Психология, практические упражнения для групп танцевальной терапии.
  • Проблемы танцевальной терапии   Психология и проблемы танцевальной терапии.
  • Психодинамические подходы в танцевальной терапии   Психология и психодинамические подходы.




    Просмотров: 1684
    Категория:



    Другие новости по теме:

  • Анализ движения в танцевальной терапии
  • Гештальтгруппы
  • Граница-контакт
  • Группы телесной терапии
  • Группы терапии искусством
  • Группы тренинга умений
  • Группы тренинга умений вкратце
  • История групп тренинга умений
  • История и развитие телесно-ориентированной психотерапии
  • Обзор школ психотерапии
  • Основные понятия арттерапии
  • Основные понятия танцевальной терапии
  • Основные процедуры арттерапии
  • Отличие провокационной терапии от терапии парадоксальной интенцией
  • Практические упражнения в групповой психотерапии
  • Практические упражнения для групп танцевальной терапии
  • Преимущества групповой формы психокоррекции
  • Проблемы танцевальной терапии
  • Проблемы телесной терапии
  • Проблемы терапии искусством
  • Психодинамические подходы в танцевальной терапии
  • Психотерапия
  • Спонтанное рисование и лепка в арттерапии
  • Структурная интеграция в телесной психотерапии
  • Сублимация в терапии искусством
  • Танцевальная терапия вкратце
  • Телесная терапия
  • Телесная терапия вкратце
  • Терапия искусством (арттерапия) вкратце
  • Терапия парадоксальной интенцией



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь