Воля и методы ее изучения. Основные тезисы

   Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет.
   Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.
   Особая форма активности возникла в трудовом действии.
   Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).
   Функции воли: 1) интеграция - внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).
   Из всех психических явлений "произвольными" могут быть внимание и память.
   Общий источник воли - потребности человека.
   Структура волевого акта:
   1. Возникновение побуждения и постановка цели.
   2. Борьба мотивов, проблема выбора.
   3. Принятие решения.
   4. Выполнение действия.
   Волевые действия бывают:
   1) Простые:
   - постановка цели
   - исполнение
   2) Сложные:
   - осознание цели - смутное влечение, желание, мотив;
   - планирование - намечение пути и средства
   - исполнение - связано с преодолением препятствия
   Развите воли в онтогенезе. Детство - больше непроизвольной деятельности, волевое усилие не развито. Школа - умение блокировать мышечную деятельность на уроке. Пубертат - подражание, ставят цели, но волевых усилий не хватает. Юношество - самостоятельная постановка целей и осознание усилий, которые нужны для преодоления препятствий.
   Волевые качества личности: целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) и т.д.
   Методы исследования:
   1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.
   2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет.
   3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью.
   4. Удержание ноги.
   5. Устойчивость волевого усилия - устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?
   6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.
   7. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций.
   8. Опросник Стамбуловой - изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка).

Вернуться к содержанию



Просмотров: 1654
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Арсенал стратегического менеджмента
  • Дауншифтинг
  • Жесты нервозности
  • Инфантильность
  • Кассир-операционист
  • Классификация методов современной психологии. Основные тезисы
  • Критерии эффективного управления
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Мастер животноводства
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методы изучения внимания. Основные тезисы
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Наладчик формовочных и стержневых машин
  • Оператор коптильной установки
  • Основные свойства внимания
  • Основные стадии подготовки и методы принятия управленческих решений
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Психолог на предприятии
  • Сборщик электроизмерительных приборов
  • Способы борьбы со стрессом
  • Стрессовое напряжение
  • Тактика деловых взаимоотношений с инженерным персоналом
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Факторы, удерживающие от употребления наркотиков
  • Черный цвет
  • Чертежник-конструктор
  • Электромеханик по лифтам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь