УАЛИХАНОВ ШОКАН

(1835-1865) Одна из замечательных личностей в дореволюционный период. Ученый и путешественник А.П. Семенов-Тян-Шанский считал его одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Современники называли его «гениальным молодым человеком», «честнейшей и чистейшей личностью». Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 г. в урочище Кушмурун Кокчетавской области в семье старшего султана-правителя Чингиза Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей, бабушка, была умной, образованной, знала несколько языков. Она оказала большое влияние на духовное развитие Шокана. Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном ауле Кушмуруне в частной казахской школе, где научился казахскому языку. Великий казахский ученый - востоковед, историк, этнограф, фольклорист, просветитель - демократ. В 1853 г. он окончил Омский кадетский корпус, где обучался и воспитывался у разносторонне образованных по тому времени демократически настроенных педагогов К.К. Гутковского, Н.Ф. Костылецкого. Именно под их влиянием молодой Ш. Уалиханов увлекся историей, географией и стал мечтать об изучении родного края, истории и фольклора Востока. Осенью 1856 г. Ш. Уалиханов путешествовал по Семиречью, а феврале 1857 г. как талантливый исследователь Средней Азии и Казахстана был принят в действительные члены Императорского Географического общества. В 1857-1858 гг. принимал участие в путешествиях по Кашгарии и исследовал г. Кашгар. Он хорошо владел арабским, немецким, французским, турецким языками, поэтому мог изучать тексты и карты на иностранных языках. Многие его труды издавались в Германии и Великобритании. В 1864 г. он женился на сестре султана Айсаре, но вскоре, в апреле 1865 г., скончался после продолжительной болезни (туберкулез) на Алтынемеле. Ш. Уалиханов не писал специальных педагогических трактатов, но он отнюдь не стоял в стороне от культурной жизни Казахстана. Как ученый-просветитель боролся за распространение образования среди своего народа. Он защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа. Просветительские идеи его были органически связаны с горячим желанием служить своему народу. В своих произведениях («Письменности казахов», «Очерки Жонгарии», «Казахский эпос») он придавал большое значение необходимости распространения образования среди своего народа. В своих воззрениях на просвещение он придерживался идей революционно-демократической педагогики. «Для нормального роста и развития народа необходимы свобода и знание. Выходит, что, прежде всего нужно учить» – писал Уалиханов. При создании школ для казахских детей он считал необходимым руководствоваться принципом народности в воспитании и обучении. Он заботился о серьезном народном воспитании «не в виде школ толмачей и других административных потребностей, а в виде системы органов распространения европейской науки и гуманности». Первым из казахских просветителей внес неоценимый вклад в изучение природы, истории, быта и культуры своего народа, стремясь, сблизить русский и казахский народы, создать предпосылки для развития и взаимопонимания между ними. Широкие по масштабу и глубокие по научной значимости исследования позволили ему сделать важные выводы об уровне культуры своего народа, «наш народ имеет богатую и нелишенную поэтических достоинств замечательную литературу…» Однако как и другие просветители, он не придерживался материалистического понимания общественных явлений, по его мнению, только распространение просвещения, «истинных знаний» и подъем культуры являются темы решающими средствами, при помощи которых можно достигнуть социального прогресса и демократических преобразований в степи. Ошибочность взглядов Уалиханова проявилась в его отношении к религии. Критикуя ислам, он смотрел на него, как на главную причину общественных пороков и застоя, не понимая, что действительные их причины, кроются в экономических факторах, в условиях материальной жизни общества. Великий казахский писатель, академик М.О. Ауэзов, «революционно - демократические идеи… русских мыслителей казались Шокану… преждевременными в применении к отсталому казахскому обществу». Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие педагогической мысли в Казахстане.

Просмотров: 4570
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь, фрагмент. Усть-Каменогорск, Изд-во, 2007.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • ВРАГ НАРОДА
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Простого народа методика
  • ПРОСТОГО НАРОДА, МЕТОДИКА
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Цветовая культура народа
  • ЧИСЛЕННОСТЬ НАРОДА
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • Языковые амбиции народа
  • Языковые права народа
  • Языковые устремления народа
  • ЯЗЫКОВЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ НАРОДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь