ДУЛАТОВ МЫРЖАКЫП

(1885-1935) Многогранная жизнь и деятельность, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога М. Дулатова приходится на начало ХХ века. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа, и призывал к его освобождению. М. Дулатов родился 25 ноября 1885 г. в местечке Сарыкопа Кустанайской области. С ранних лет он остался сиротой. В 1897 году поступил в Тургайскую русско-казахскую школу, по окончании ее с 1902 г. в течение шести-семи лет работал учителем в аульной школе. Позднее побывал в Омске, Каркаралинске в газете «Серке», выходившей в Петербурге, напечатал стихи «Жастар?а» (1907). В 1909 г. в Уфе напечатал стихи «Оян ?аза?», в Казани в типографии братьев Каримовых напечатал роман «Ба?ытсыз Жамал», а также регулярно опубликовывал статьи в «Ай?ап» на различные темы (учебно-просветительские, культура и т.д.) В эти годы вместе с А. Байтурсыновым прилагает усилия по выпуску газеты «?аза?». Был один из первых лидеров правительства «Алаш». С 1920 г. он в целом активно стал служить новой власти (газета «А?жол», в областном суде), в 1922-1926 гг. работал преподавателем в Казахском институте просвещения в Оренбурге. В 1922 г. в Ташкенте издает «Есеп ??ралы» - пособие в двух частях, в 1924 г. книгу «?ира?ат» - библиографический указатель казахских книг. Учитель с универсальным образованием оставил после себя богатое духовное наследие. Его произведения о традициях, обычаях, об эстетическом, этическом воспитании являются ценными для сегодняшнего поколения. В этом плане его произведения «Оян ?аза?» занимает достойное место. Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов как А. Байтурсынов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Эту идею можно заметить в статье «М??алiмдерге», во вступительном слове к книге «?ира?ат». Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов, как и выдающейся русский педагог К.Д. Ушинский, указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач. Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспитания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины. В условиях завоевания суверенитета республики мы должны воспитывать подрастающее поколение к любви к родному языку, впитывая в себя все прекрасное, что есть в нашей национальной культуре, быте, обычаях, традициях. «В начальных классах воспитание должно быть конкретным, впечатлительным, лишь тогда ребенок будет устойчиво воспитанным, верным к своему народу, знания должны быть взаимосвязанными с воспитанием». Пособие М. Дулатова «Есеп ??ралы» и сейчас является незаменимым образцом для создателей учебников по математике. Ее первоначальный выпуск состоялся в 1914 г. в Оренбурге. В него вошли задачи, примеры по математике, где учтены все национальные психологические особенности казахского народа. Например, есть такие задачи, как у Ахметжана сколько овец, лошадей и т.д. Книга М. Дулатова «?ира?ат» (1924) по своему содержанию, структуре также учитывает национальные особенности, рассказы написаны общедоступным языком для учащихся начальных классов. В воспитательной деятельности М. Дулатова мы часто убеждаемся в его приверженности и в воспитании детей к гуманистическому, нравственному воспитанию. Эта тема и сегодня актуальна. Сегодняшнее возрождение религии, другое отношение людей вообще, молодежи особенно к священному учению мусульман «Корану» тому доказательство. Такое видение реальной действительности мы встречаем 80 лет тому назад в идейных взглядах М. Дулатова. «Обучая, воспитывая детей, мы должны не отчуждаться от религии», - замечает писатель. Если ребенок применяет религию в своей жизненной позиции, то он будет воспитан как разносторонний человек. «Изучение религии должно быть наравне с другими предметами, пишет Дулатов. Его деятельность особенно активизировалась в середине 20-х годов, когда усилились дискуссии по вопросу о принятии латинской или арабской письменности. М. Дулатов в 1924 г. на первом съезде киргиз-казахских просвещенцев, состоявшемся в Оренбурге выступил с докладом, где смело доказывал особенности и преимущества арабской письменности. Если учесть ту обстановку, когда все культурное наследие стран востока было написано арабским алфавитом, то ясно видим актуальность его идей на современном этапе. В конце 1928 г. в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции. Дулатову было предъявлено обвинение в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно - националистического движения. Он был арестован и приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен заключением на 10 лет. Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 г. Имя и творчество М. Дулатова было запрещено. Лишь 4 ноября 1988 г. он был реабилитирован. В 1991 г. было издано собрание его сочинений.

Просмотров: 3110
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь, фрагмент. Усть-Каменогорск, Изд-во, 2007.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Западничество: его история и суть
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Фрейм -«как если бы»
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь