Депрессия у детей и подростков

- связанные с возрастом проявления депрессии у подростков и особенно у детей таковы (Каплан, Сэдок, 1994):

1. депрессивное настроение наблюдается в течение большей части дня, почти каждый день;

2. сильное снижение интересов или радости от всякой или почти всякой деятельности;

3. чувство усталости или потери энергии на протяжении большей части времени;

4. стойкое снижение самооценки вплоть до чувств собственной никчёмности, неполноценности, необоснованной вины, повторяющиеся мысли о самоубийстве и суицидальные мысли;

5. снижение способности думать, концентрировать внимание и принимать решения, проблемы школьной успеваемости, связанные с заторможенностью умственной деятельности;

6. снижение аппетита или его повышение, бессонница или повышенная сонливость, разнообразные тягостные физические ощущения в разных областях тела, а также симптомы вегетативной дисфункции (сухость во рту, учащенное сердцебиение, наклонность к запорам, потливость, затруднения дыхания и др.);

7. значительное снижение массы тела или прибавление веса (более, чем на 5% в месяц); 8. двигательная заторможенность, вялость или беспокойство; в последнем случае поведение пациентов напоминает таковое при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

У очень маленьких детей (в возрасте до 2-3 лет) депрессия может обнаруживаться такими признаками, как замедление психического развития, интеллектуального и речевого роста или затруднение формирования или утрата возрастных достижений (навыков опрятности, коммуникативной речи, манипуляций с предметами, ходьбы, адекватного цикла сон-бодрствование), постоянно печальное выражение лица, частый плач, избегание контакта глаз, самоповреждающее поведение (нанесение себе травм, укусов, боли), а также «самоуспокаивающее поведение» в виде вредных привычек или стереотипий поведения (сосание пальца, губы, раскачивание перед сном и др.). «Цепляние» за взрослых и «требующее поведение» (детям нужно, чтобы их успокаивали, поддерживали, хвалили) могут чередоваться с апатией и безучастностью. Уже в этом возрасте у некоторых пациентов выявляются симптомы психической анестезии, деперсонализации (нарушение формирования привязанностей, отказ от своего имени, восприятие родителей как чужих людей, тенденция называть себя в третьем лице и др.).

У маленьких детей (в возрасте до 4-5 лет) депрессия проявляется в первую очередь симптомами вегетативной дисфункции со стороны органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, дыхания, терморегуляции, нарушениями сна и аппетита. Наблюдаются также вялость, рассеянность, плаксивость, потеря жизнерадостности, отсутстве побуждений к игровой деятельности, пыливости и любознательности, интересов к играм со сверстниками и проявлений положительных эмоций (радости, ликования, веселья, ощущений приятного, привлекательного). У некоторых пациентов выявляются суицидные тенденции. Например, ребёнок в возрасте около 4-х лет спрашивает свою мать, «зачем она его родила».

Дети в дошкольном возрасте) до 6-7 лет) также редко вербализуют понятным для взрослых образом такие чувства, как подавленность, безнадёжность, тревога или недовольство. Обычно их депрессию выдают печальный, хмурый вид, молчаливость, потеря удовольствия и интереса в доставлявших ранее радость играх и занятиях. Обычно наблюдаются утрата общительности, приветливости, активности, непосредственности, склонность к одиночеству или чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими людьми, неопределённые соматические жалобы, раздражительность, пугливость, плаксивость, боязливость, кошмарные сновидения.

В школьном возрасте картина депрессии становится более отчётливой и дифференцированной. Налицо подавленное настроение: дети В возрасте 9-10 лет они отмечают у себя «грустное», «плохое настроение», «скуку», ощущение беспредметной вины, а также склонность ругать себя, отмечать свою несостоятельность, говорить, что они «плохие и ничего хорошо делать не умеют», сравнивая себя со свертниками. Снижаются мотивация в сфере школьной и социальной активности, значительно падает академическая успеваемость. Нередко дети обнаруживают склонность к патологическому фантазированию: они воображают, что что всё получается у них. как надо, как и ранее. У некоторых из них возниакают фантазии суицидного содержания. Может иметь место нарушающее порядок, а также агрессивное поведение, что ухудшает отношения со сверстниками, учителями, родителями. Часто возникают проблемы со сном, аппетитом, общим самочувствием. У многих пациентов отмечаются симптомы нарушения самоосознавания (ангедония, притупление остроты ощущений, утрата эмоционального резонанса, размытое ощущение собственного Я и др.). Некоторые из таких детей говорят о том, что без них родителям будет лучше.

В подростковом возрасте проявления депрессии становятся в значительной степени сходными с депрессией взрослых. Большинство пациентов не только осознают факт подавленного настроения, но отмечают также, что настроение не соответствует в целом нормальным обстоятельствам их жизни. Снижение школьной успеваемости многие из них объясняют тем, что они стали «тупыми», «хуже думают», плохо понимают прочитанное, что у них стало «стало мало мыслей». Появляются уходы из дома и школы, в это время дети бесцельно слоняются по улице. Некоторые из них много времени проводят за компьютером за играми или телевизором, где они смотрят всё подряд и без интереса. У мальчиков депрессия нередко маскируется негативитическим или явно антисоциальным поведением, употреблением алкоголя и/или наркотиков, гневливостью, агрессивностью. Девочкам более свойственны излишняя застенчивость, робость, снижение уровня притязаний, покорность, а также повышенная виктимность, – комплекс Золушки.

Раннее начало депрессии, как указывают некоторые детские психиатры, свидетельствует о её склонности к хроническому течению в последующем. Имеются свидетельства того, что препубертатные дети с приступами тяжёлой депрессии и вербальными галлюцинациями обвиняющего содержания встречаются особенно часто. Детско-подростковая депрессия является наиболее частой причиной суицидов в этом возрасте.

Просмотров: 1850
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F31.3" Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод легкой или умеренной депрессии
  • F31.3 Биполярное аффективные расстройства текущий эпизод умеренной или легкой депрессии.
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • Ассертивность, или настойчивое поведение,
  • болезненное пристрастие к психоактивным средствам или алкоголю (аддикция наркотическая или алкогольная)
  • Всё или ничего закон
  • ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ДОЭДИПОВА СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • Закон «всё или ничего»
  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (или ДЕЙСТВИЕ)
  • КОЛЕБАНИЕ, ВЫНУЖДЕННОЕ (или ИНДУЦИРОВАННОЕ, или ОТВЕТНОЕ)
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Лапоноидная (или субарктическая, или лопарская) раса (лапоноиды)
  • МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (или БОЛЕЗНЬ, РЕАКЦИЯ или СИНДРОМ)
  • Негрилльская (или пигмейская, или центральноафриканская) раса
  • Обезьяны, или антропоиды, или высшие приматы
  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (или девиантное) ПОВЕДЕНИЕ
  • Памиро-ферганский тип балкано-кавказской расы или тип Среднеазиатского междуречья или ферганская раса
  • Понтийский тип индо-средиземноморской расы, или понтийская раса, черноморский или восточносредиземноморский тип
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПУРКИНЬЕ, ЭФФЕКТ (или ФЕНОМЕН, или СДВИГ)
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Суданский (или негро-гвинейский) тип негрской расы, или негро-гвинейская раса
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Южноазиатская (или малайская, или вьетская) малая раса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь