Дарвинизм

- теория эволюции живой природы Ч.Дарвина (1809-1882). Основное её положение – естественный, осуществляющийся посредством природных условий отбор особей, благодаря которому вновь возникшие свойства особей какого-то вида получают разное значение для выживаемости их организмов. Более адаптивные вариации, согласно теории Ч.Дарвина, имеют предпочтительные шансы для передачи их потомству, чем менее адаптивные, и именно этои процесс влечёт постепенное образование новых видов. Изменчивость, наследственность и отбор – ключевые термины учения Ч.Дарвина. Не исключением из этой теории является и эволюция человека, за что Ч. Дарвина особенно яростно вот уже более ста лет критикуют креационисты, другие оппоненты этого учения, считающие эволюционную теорию сомнительной, бездоказательной, противоречащей логике и множеству известных фактов, даже не оспаривая при этом саму возможность существования эволюции живой природы. Например, указывают противники теории Дарвина, изменчивость существует только внутри вида; никогда, как бы не изменялся организм собаки, она не перестанет быть собакой, не превратится в кошку. Крысе, как иногда говорят, не суждено никогда стать лошадью, на которой будет восседать прекрасная английская леди.

В палеонтологическом каталоге значится, как известно, около 100 млн биогогических видов, но среди них не обнаружено ни одного переходного от одного к другому вида. Не обнаружено и форм, переходных от обезьяны к человеку. Единственная сенсационная находка такого рода, пилтдаунский череп, как выяснилось спустя полвека после его сенсационного открытия, оказался артефактом, искусной подделкой черепа гориллы под человеческий. Многие известные ныне биологические виды существуют миллионы лет, иные до 500 млн лет, но все они сохраняют неизменными основные качества своего первоначального вида. Вероятность случайного появления полезной вариации биологической формы является ничтожно малой и практически не имеющей серьёзного значения, - она не превышает 1 на 1000 случаев, так как подавляющее большинство мутаций, как свидетельствуют данные генетики, оказываются в лучшем случае бесполезными, а много чаще вредными или губительными для организма и ближайших его поколений. При этом выживающие мутантные организмы по мере смены поколений вновь возвращаются к своему исходному состоянию, то есть повреждённые генетические структуры со временем восстанавливаются в прежнем и испытанном своём качестве. Естественный отбор, вызванный разного рода естественными, стихийными или антропогенными изменениями условий среды обитания, вызывает столь же сиюминутными выборы, которые отнюдь не способствуют долгосрочной направленности, некоей стратегии эволюции видов, какая, возможно, на самом деле существует. Скорее, напротив, случайные результаты слепого отсеивания или сохранения мутантных особей делают более вероятными негативные последствия отбора не только для ближайших поколений, но и на длительную перспективу. Вирусы и бактерии убивают дебилов и гениев с одинаковой беспощадностью, только дебилов гораздо больше, они намного плодовитее и, скорее всего, во время очередной эпидемии выживут в первую очередь именно они. Гениев поэтому пересчитывают на пальцах, число их, повидимому, не увеличивается, а умственно отсталых – миллионы и их становится всё больше. Это обстоятельство, с одной стороны, будто бы подтверждает теорию Дарвина в отношении человека, но именно в плане возможности деградации последнего, а не эволюционного развития. Человек, согласно такой позиции, едва ли мог появиться волею случая, скорее, напротив, у него было бы гораздо больше шансов деградировать, превращаться в неандертальца или в его предка. О возможности человека превращаться в обезьяну писал, в частности, Ламарк.

Кроме того, каждый биологический вид является элементом сложнейшей экологической системы, а эволюция, и в этом, повидимому, уже нет сомнения, в первую очередь направлена не на выживание каких-то отдельных видов, а сохранение и дальнейшее развитие всего живого, биосферы в целом, даже ценой вымирания отдельных видов, хотя бы того же вполне это заслужившего своей разрушительной деятельностью человека, а не только питекантропа или динозавра. В целом, эволюция биосферы, как остающийся загадочным антиэнтропийный процесс последовательного и как бы целенаправленного её усложнения, предоставленная стихийной игре стечения обстоятельств настоящего и прошлого, но вовсе не будущего и тем более отдалённого будущего, считают противники Ч.Дарвина, маловероятна, если она возможна вообще. С их позиции, теория естественного отбора – это в лучшем случае возведённые в ранг биологического закона примитивные правила игры в кости, в которой один её участник одерживает в данный момент верх, но непременно за счёт поражения других и в конечном счёте деградации всех их вместе, и при этом вовсе не потому, что он умнее их, талантливее, здоровее, жизнеспособнее или в результате чего природа и общество в целом что-то существенное могли бы от этого выиграть. Напротив, эта игра, конкуренция, представленная в господствующем ныне в капиталистическом, социал-дарвинистическом укладе существования общества, систематически прорывается финансовыми, экономическими и иными кризисами, которые со всё большим трудом удаётся пока на некоторое время преодолевать. Повидимому, именно поэтому сам Дарвин, наряду со своей теорией, допускал также возможность ламаркианского процесса, то есть передачи по наследству благоприобретённых признаков и долго не решался публиковать свою книгу. Почти одновременно и независимо от Дарвина ту же теорию выдвинул А.Р. Уоллес (1823-1913), это обстоятельство, как считается, и побудило Дарвина отдать в 1865 г. в печать свою книгу после долгих лет сомнений и неуверенности в том, как она будет встречена церковью, общественностью, но главное - научным сообществом. В Российской психологической энциклопедии (2007) сообщается, что «такие психологические школы и направления современной психологии, как функционализм, фрейдизм, бихевиоризм, школа Павлова и многие другие, были сформированы именно под действием концепции Дарвина». Напомним, что З.Фрейд был ламаркианцем, а в приведённом перечне «школ и направлений» нет самого главного – гуманистической психологии.

Просмотров: 808
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • “Как будто”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • КАК БУДТО
  • КАК БУДТО
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как процесс
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ТЕОРИЯ, или десцендентная
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Рамка как будто
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Теория происхождения видов, или десцендентная
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек как ученый
  • Число как сущее в античности
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь