ОСМЫСЛЕНИЕ

– постижение действительности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных и т.п. контекстах. О. обусловлено спецификой человеческой ситуацией. Будучи конечным существом, человек, в попытках постижения бесконечно разнообразного мира, вынужден делать это с какой-то позиции, точки зрения, в каком-то смысле. О. может реализовываться трояким образом: внутриконцептуально (как сопричастность смысловому содержанию предмета, «вчувствование» в него), надконцептуально (как реконструкция, «приписывание» смысла), межконцептуально (как прослеживание связей смысловых структур). В конечном счете, первые два подхода сводимы к третьему, являясь его крайними выражениями. Поэтому любое осмысление по своей природе диалогично (М.Бахтин). Оно содержит два аспекта: разрушение привычного смысла (остранение) и воссоздание нового смысла.

Основной формой осмысления является идея как синтез знания реальности (истины), ценности или цели (оценки) и программы ее реализации (нормы). Этот синтез может быть теоретически отрефлектирован (теоретическое осмысление), но может быть и синкретически нерасчлененным (обыденное сознание, опыт).

Проблематика осмысления активно разрабатывается в феноменологической, структуралистской, аналитической и герменевтической философских традициях. Однако ни одна из них не дала единой концепции осмысления, обращая вниманиена его отдельные стороны. Так в европейской философии сложились две основные ориентации: «аналитическая» - на построение теории смысла, и «герменевтическая» - на построение теории понимания как постижения смысла, его интерпретации. Очевидная взаимодополнительность проблем смысла (то, что понимается) и понимания (какого-то смысла) делает необходимым и неизбежным их сближение и синтез. Начало такому синтезу было положено в русской философии начала ХХ века (Г.Шпет, М.Бахтин, отчасти П.Флоренский, А.Лосев), где осмысление (уразумение) предстает единством социально-культурного и индивидуально-личностного опыта. Близки к этой традиции и психологические концепции Л.Выготского, С.Рубинштейна, А.Леонтьева, их учеников.

С осмыслением связаны проблемы логики и методологии науки (критерии рациональности, сравнения теорий, интерпретации, смены парадигм и имсследовательских программ), органгизационных, коммуникативнывх, личностных и языковых детерминаций познания. Вне проблемы осмысления невозможен анализ художественного, научного и технического творчества, педагогики, эффективности информационных процессов, социальной коммуникации, перспективы логического анализа, исследований искусственного интеллекта.

1. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986.

2. Тульчинский Г.Л. Свобода и смысл. Новый сдвиг гуманитарной парадигмы. (Российские исследования в гуманитарных науках. Том 16). The Edwin Mellen Press. Lewiston-Queenston-Lampeter. 2001.

Г.Л.Тульчинский

Просмотров: 889
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «РУССКАЯ ИДЕЯ. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Беседа как жанр аналитической журналистики
  • ВИСЦЕРАЛЬНОЕ осмысление и философствование
  • ЗДРАВОГО СМЫСЛА, ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • ЛОГИКА СМЫСЛА
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Практика, как критерий истины
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СМЫСЛ И ТЕЛО (тело смысла)
  • СМЫСЛ, ОЩУЩЕНИЕ СМЫСЛА
  • Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Человек как ученый
  • Шотландская философия здравого смысла. Томас Рид
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь