КВАЗИОБЪЕКТ

– гипотетическая философская категория для обозначения тех процессов, которые лишь частично могут быть проинтерпретированы в онтологическом базисе антропоморфного генеза .

В отечественной философской литературе второй половины XX века активно предпринималась попытка развить представление о "диалектическом объекте". Однако, понимание функционального, процессирующего и саморазвивающегося объекта, имеющего качестве движущей пружины противоречие, рефлексию, целеполагание, - такое понимание еще не овладело массовым сознанием", хотя возрастающая роль экономической и экологической проблематики (а также ценностных аспектов естествознания) оставляют надежду на неизбежность диалектизации научного мышления. Диалектический объект, вообще говоря, так и не был синтезирован на практически пригодном операционном уровне, видимо, ввиду того, что возникал риск получить такой вариант диалектики, который был бы противоречив на аксиоматическом уровне, что диалектика (будучи системой аксиоматического типа, особенно в редакции диалектического материализма) не допустила, "опасаясь" оказаться без технологической базы. Столь скорый переход от жесткого разделения "субъект" - "объект" к синтетической структуре типа "диалектический объект", по-видимому, невозможен без осмысления и построения переходных понятий; сам ввод их в теорию может, в итоге, привести к качественно новой проблематике, которая "высветит" роль и место диалектического объекта совершенно в ином свете...

Задачи неопарадигмального синтеза, формирования некартезианских парадигмальных структур, побуждают к введению в понятийный спектр гносеологии нового элемента - "квазиобъекта" - с нечетко выраженным онтологическим статусом. В отличие от "объекта", неоднозначность, "размытость" квазиобъекта, проявляется не только во взаимодействии с другими объектами, но задана изначально, на экзистенциальному уровне.

Наиболее близко к понятию "квазиобъекта" подошли, невидимому, теоретическая физика, довольно активно использующая конструкции типа "виртуальных частиц".

Опираясь на принципы эвристичности, традиционно присущие отечественной натурфилософской методологии, предложим следующее определение:

КВАЗИОБЪЕКТ-ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕХ ПРОЦЕССОВ, КОТОРЫЕ ЛИШЬ ЧАСТИЧНО МОГУТ БЫТЬ ПРОИНТЕРПРЕТИРОВАНЫ В ОНТОЛОГИЧЕСКОМ БАЗИСЕ АНТРОПОМОРФНОГО ГЕНЕЗА.

Это означает, что экзистенциальный статус квазиобъектов - относителен; он определяется пороговым перцепционным уровнем антропогенных средств наблюдения и уровнем антропоморфных интеллектуальных технологий интерпретации информатики, доставленной указанными средствами наблюдения. Разумеется, данное определение является мягким предварительным, интуитивным и подлежит экспликации по мере развития соответствующих аксиоматических (потенциомических) философской и операциональной систем, базирующихся на представлениях об экзистенциальных процессах.

Есть основания предполагать, что с точки зрения перспектив формализации описания квазиобъектных свойств, должно быть фундаментальное топологическое отличие в организации "объектов" (традиционное трактуемых в "монадном" ключе как нечто, обладающее односвязной топологией) и квазиобъектов, топология которых, по-видимому, неодносвязна.

Квазиобъекты занимают некоторое, условно говоря, промежуточное место между феноменами и ноуменами; для описания их свойств, повидимому, вполне можно пользоваться категориальной системой диамата, как наиболее операционноспособной; при этом квазиобъект может быть использован как комплементарный конструкт, добавляемый как к Кантовской, так и Гегелевской категориальным системам. В этом смысле он квазинезависим от понятий "субъект" и "объект" (также как от понятия "абсолютная идея", для которого он даже может быть использован в виде "ноуменального кванта"). Очень важным для выяснения экзистенциального статуса квазиобъекта является критерий устойчивости, органично связанный с системой критериев существования. В парадигмах, основанных на макроэталонах, устойчивость процесса является главнейшим критерием существования, причем чаще всего речь идет об устойчивости форм, в то время как сущностно - содержательная устойчивость интерпретационно сложна и выясняется, как правило, только на вербальном уровне, что существенно снижает операционные возможности (в смысле "строгости", "прогностичности" и коммуникативности). Если классически неустойчивые, нестабильные, неравновесные, нестационарные объекты или процессы рассматривать как квазиобъекты, то, вполне возможно, их интерпретация окажется нетривиально - содержательной относительно соответствующих задач об устойчивости квазиобъектов (процессов, явлений, тенденций, систем и т.п.). Для проведения дальнейшей разработки всех аспектов нового понятия целесообразна реализация соответствующей исследовательской программы.

C.А.Евстратов

Просмотров: 1005
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F25.22 Смешанный психоз как циркулярный вариант приступообразной шизофрении
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Группа как субъект общения
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • Единства основания правило (для деления)
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • КАК
  • КАК(О)
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Практика, как критерий истины
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь