АМБИ-

(гр. amphi - вокруг, около, с обеих сторон) - приставка, указывающая на двойственность или обратимость данного явления, которое включает и свою противоположность. В философский язык уже вошло слово "амбивалентность" - сочетание противоположных отношений к одному объекту (увенчание и осмеяние). Эта же приставка может сочетаться и с другими понятиями, обнаруживая общность или обратимость тех явлений, которые обычно мыслятся как взаимно исключающие.

Например, амбипатия - сочетание симпатии и антипатии, влечения и отталкивания. Амбипат - человек, разрываемый на части противоположными чувствами и стремлениями. Дмитрий Карамазов у Достоевского говорит о том, что человек "слишком широк", его одинаково влекут две бездны: верхняя и нижняя, идеал содома и идеал мадонны. В таком смысле Дмитрий, да, вероятно, и сам Достоевский, - ярчайшие представители этой общечеловеческой амбипатии.

Приставка "амби-" может прилагаться к тем противоположным общественным движениям, направлениям мысли, которые используют сходный круг понятий. Например, амбимарксизм - это общая составляющая марксизма и антимарксизма: они вращаются в одном кругу идей (общество и труд, личность и история, революция и прогресс), хотя и дают им противоположную оценку.

Амбиутопизм - сочетание утопизма и антиутопизма, противоречивое, амбивалентное отношение к будущему. Утопизм и антиутопизм имеют общие черты: повышенная чувствительность к будущему, острота ожиданий

и предчувствий, проектирование образов и моделей, крайне восторженное или настороженное отношение ко всему новому. Амбиутопизм - это такое сочетание утопизма и антиутопизма, которое заряжено всеми их плюсами и минусами и напряженно переживает именно их обратимость. Настроение начала 21 в. можно охарактеризовать именно как амбиутопизм, иронико-ностальгическое отношение к утопиям. Поскольку мы уже имеем позади, в 20-ом веке, опыт и пламенного утопизма, и не менее страстного антиутопизма, мы можем измерить тонкость их перегородки: ведь самое страшное в утопиях, как сказал Н. Бердяев, - то, что они сбываются. Вот почему к каждому нашему утопическому порыву примешивается антиутопический страх, который удерживает нас от поспешно-безоглядных скачков прогресса. Люди боятся мыслящих машин, вирусов, клонов, искусственных генов, новой расы киборгов, потому что за всем этим чудится "то самое", "Конец". Наше знание опасностей утопии позволяет нам надеяться их избежать, и потому мы, амбиутописты, не разделяем ни упований наших дедов, ни скепсиса наших отцов. Мы пытаемся встроить в утопию механизм ее самоограничения, вставить антиутопические тормоза в ускоряющуюся машину прогресса.

Амбиутопизм вообще присущ глубокому, объемному отношению к будущему. Скажем, Т. Мор, автор "Утопии", был, несомненно, утопистом, а Дж. Оруэлл, автор "1984" - антиутопистом. Намного сложнее определить в этих терминах Андрея Платонова, который и мечтает о коммунистическом будущем, и одновременно изображает его в страшных образах распада. Его роман "Чевенгур" - яркий пример амбиутопии.

Там, где есть АНТИ-, всегда возможно и АМБИ-. Отсюда такие понятия, как "амбисоветский", "амбикоммунистический", "амбифашистский" и пр. Понятийное обобщение противоположных позиций выявляет принципиальное "близнечество" враждующих идеологий, теоретическое поле сходств и зависимостей между ними. Невозможно описать то или иное движение в области человеческой мысли без дополнительного описания ее враждебного двойника, спутника-антагониста. Область, общая для противонаправленных движений, и обозначается термином "амби". При этом черта между "про" и "контра" сохраняется, даже проводится с максимальной резкостью - но трактуется как ось симметрии, не только разделяющая, но и соединяющая противоположные учения.

--------------------------------------------------------------

М. Эпштейн. Debut de siecle, или От Пост- к Прото-. Манифест нового века. Знамя, #5, 2001, 180-198.

Михаил Эпштейн

Просмотров: 954
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • АМБИ
  • АМБИ-
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ КРИВАЯ (или ОТНОШЕНИЕ)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Памиро-ферганский тип балкано-кавказской расы или тип Среднеазиатского междуречья или ферганская раса
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понтийский тип индо-средиземноморской расы, или понтийская раса, черноморский или восточносредиземноморский тип
  • Привычные действия или мысли
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Рефлексия как механизм общения
  • СИНТЕЗ (греч. - соединение, сочетание, составление)
  • СОЧЕТАНИЕ
  • Специфические действия или мысли
  • Суданский (или негро-гвинейский) тип негрской расы, или негро-гвинейская раса
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь