Исламский модернизм

(Islamic modernism), движение в исламе, стремящееся пересмотреть его с позиций изменившихся условий совр. жизни. В отличие от исламского фундаментализма И.м. представляет собой реакцию на империалистическую политику и эконом, господство Запада, попытку реформировать правовые и обществ, структуры, а также систему образования. Начиная с 19 в. ведущие мусульм. мыслители, такие, как Джамаль аль-Дин аль-Афгани (1838—97), и его последователи в Египте — Мухаммед Абду (1849—1905) и Рашид Рида (1865—1935), выражали озабоченность застоем в мусульм. интеллектуальной, полит, и обществ, жизни. Они выступали за реформу шариата, вновь открыв возможность иджтихада, или переосмысления, к-рое ортодоксальные мусульмане-сунниты считали недопустимым начиная с 9 в. Не следует отвергать науч. достижения Запада как несовместимые с исламом, считали эти мыслители, их следует интегрировать в религию, к-рая, в сущности, является наукой. Абду проводил различия между внутр. неизменной основой веры и практики ислама и внеш. слоями правил, способных меняться по мере изменений в обществ, жизни. Такое переосмысление права было продолжено Ридой, к-рый, формулируя новые законы, исходил из традиц. правового принципа обществ, интереса. Стремление егип. модернистов к созданию совр. мусульм. госва получило отклик в Индии, особенно в деят-ти поэта, философа, юриста и политика Мухаммада Икбала (1875—1938). Под влиянием зап. философов Гегеля, Фихте и Ницше, Икбал по-своему синтезировал и истолковывал ислам. Его взгляд на человеческое сооб-во как религ.-полит, гос-во, основанное на главенстве шариата, нашел свое практич. воплощение при образовании в 1947 г. гос-ва Пакистан. Как и егип. модернисты, Икбал различал неизменную природу шариата и разного рода построения, являющиеся рез-том интерпретации, и призывал к возобновлению иджтихада, опираясь скорее на законодат. власть, чем на улемов. Подобно мн. исламским модернистам, Икбал был привержен панисламизму и идеалу транснац. мусульм. сооб-ва, преодолевшего узкий национализм, что, по его мнению, могло бы воплотиться в создании Мусульманской лиги наций. И.м. оказал сильное влияние на большинство мусульм. стран, но, несмотря на значение, придаваемое им пересмотру шариата, последовательные реформы так и не были проведены.

Просмотров: 2209
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Исмаил аль-Джуфи
  • Второе значение образования как результата
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИКБАЛ Мухаммад
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самоубийство как образ жизни
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь