Индийская философия

(Indian philosophy), до- и неисламские школы мысли, к-рые принято обозначать санскритскими терминами даршана (видение) и анвикшики (исследование), Инд. мыслители обычно принадлежали к той или иной традиции или школе, имевшей специфический религ. характер, а для И.ф. в целом характерна тесная внутр. связь между аргументированным анализом разного рода представлений относительно знания, языка, логики, природного мира и т.д. и обоснованием разл. интерпретаций свящ. предания о духовном освобождении. Нек-рые части Вед, подробно описывающие соотношение между деят-тью человека и мировым порядком, были использованы позднейшими мыслителями как основа для разработки вопросов этики и языка. В Упанишадах приведены первые метафиз. построения о природе субъективного начала (атман), о боге и сверхъестественных силах, а также о природе мироздания. Классич. И.ф. в общих чертах делится на Шесть школ мысли (шаддаршана) — пурва-миманса; уттара-миманса, или веданта; йога; санкхья; ньяя и вайшешика, — возникшие прибл. между 4 в. до н.э. и 4 в. н.э. В течение след, тысячелетия пурвамиманса разделилась на две дочерние школы, а веданта — на три, в то же время произошло слияние йоги и санкхьи, а также ньяи и вайшешики. Двумя др. школами были локаята и т.н. школа грамматиков (часто объявлявшая о номинальной принадлежности к одной из традиц. школ). Буд. школами, возникшими как соперничавшие интерпретации учения Будды, были хинаяна (саутантрика и вайбхашика), махаяна (мадхьямика, или шуньявада (нагарджуна), и йогачара, или виджнянавада). Самостоятельная в религ. отношении школа джайнистов фактически использовала ту же самую философию. Нек-рые из Шести школ мысли первоначально связывались с одним опред. воззрением. Так, пурвамиманса отстаивала реальный и независимо существующий мир без бога-творца, проявляющий себя в мировых законах, с к-рыми люди должны согласовывать свое поведение, следуя правилам языка, установленным Ведами. Адвайта-веданта утверждала, что мир нельзя рассматривать ни как независимый, ни как зависимый от субъективного подхода к его существованию; такой мир окажется превзойденным, когда люди поймут, что их сознание тождественно сознанию творца (брахман). Школа санкхья-йога пыталась определить составные элементы природного и духовного миров, в то время как ньяя-вайшешика, признававшая сотворенный богом и не зависимый ни от каких умственных или субъективных построений мир, превратилась в школу логики, разрабатывающую изощренные ср-ва анализа познания, гносеологические формулы, отношения и т.д., к-рыми пользовались и др. школы, включая адвайту. Буддисты также создали собственный логический инструментарий и разработали систему радикальных взглядов, идущих вразрез с общепринятым представлением о реальности: идеалистическая йогачара утверждала, что мир — это умственное построение, а мадхьямика развивала диалектическую аргументацию (диалектика) против взгляда, согласно к-рому возможно адекватное восприятие реальности (адвайта использовала эти аргументы для собственных целей). Между школой грамматиков и пурва-мимансой шли дискуссии о природе языка и его отношении к миру. Джайнисты пытались создать систему категорий, описывающих истинность и ложность филос. утверждений, к-рая должна была продемонстрировать превосходство их собственного пути к спасению. Др. рассуждения касались роли свящ. предания в орг-ции об-ва, поступков и их последствий, нравственного закона и способов достижения особого духовного состояния. Природа субъекта, или души, также широко обсуждалась. Т.о., И.ф. занималась исследованием того же, что и зап. философия; вместе с тем внимание И.ф. традиционно было сосредоточено скорее на филос. обосновании духовных притязаний отд. школ, чем на чисто теоретич. исследовании, характерном для совр. зап. философии.

Просмотров: 533
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БАДЕНСКАЯ (школа), или аксиологическая школа
  • болезненное пристрастие к психоактивным средствам или алкоголю (аддикция наркотическая или алкогольная)
  • БРИАТИЧЕСКИЙ МИР или Бриа
  • ДАНАЛЫК,-ЙОГА или СОФИЯ-ЙОГА
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (или БОЛЕЗНЬ, РЕАКЦИЯ или СИНДРОМ)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Привычные действия или мысли
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • СПЕЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС (ИЛИ ШКОЛА)
  • Специфические действия или мысли
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Тайноречная функция второго или родного языка
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ФАБРИКА МЫСЛИ, или «мозговой центр»
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребление языка
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребления языка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь