Я

– понятие, выражающее внутреннее единство, целостность, образующуюся из самых разнообразных ее стремлений, переживаний, проявлений и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого. «Я» – понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения отношения и отнесения личности к самой себе различных представлений и образов своих качеств в настоящем и будущем.

Я-идеальное – совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Я-реальное – представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта.

Понятие «Я» не исчерпывает понятия о личности и шире понятия о самосознании. Различают Я-действующее и Я-рефлек­сивное. Сосредоточение внимания человека на первом способствует совершенствованию деятельности, сосредоточение на втором усиливает определенность индивидуальности. Личность не может осознать себя вне конкретной ситуации и системы отношений, в которой развивается ее деятельность. Только вся наша жизнь способна дать нам ответ, кто мы есть на самом деле.

Все существующие методы познания «Я» другого человека (самоотчеты, анализ продуктов творчества, наблюдение извне, эмпатическая идентификация) не дают исчерпывающего познавательного результата. Практическим критерием понимания чужого «Я» может быть способность предсказания действий, поступков. Более глубокое его понимание связано с проникновением в мысли и чувства людей.

Психологические исследования, посвященные особенностям формирования у человека образа «Я», позволяют выделить некоторые наиболее общие качества, составляющие его содержание. К ним относятся: интеллектуальность – неинтеллектуальность, инициативность – пассивность, эмоциональность – рассудочность, импульсивность – самообладание, выносливость – утомляемость, привлекательность – непривлекательность, тревожность – уверенность. Названные качества представляют собой своеобразные шкалы, по которым человек оценивает самого себя и других людей.

З. Фрейд выделял в структуре личности «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» и «Сверх-Я» выполняют функции восприятия и контроля. «Сверх-Я» не только контролирует проникновение бессознательного «Оно», но и препятствует его проникновению в сознание. Сопротивление цензуре («Я» и «Сверх-Я») приводит к тому, что «Оно» вынуждено обличаться или в символические образы сновидений, или проявляться в оговорках, описках и т. д. По мнению 3. Фрейда, именно бессознательное «Оно» является истинным стержнем личности. Он утверждал, что если заняться самоанализом, то всегда можно обнаружить, что есть какая-то причина, побуждающая нас поступать так или иначе. Основные причины наших действий подсознательны. В развитияя личности З. Фрейд особое значение придавал раннему детству.

С.Л. Рубинштейн считал, что первичным в развитии личности является не «Я», а «мы», доказывая этот тезис и философски и многочисленными примерами детской речи. В конкретно-писхологическом плане было доказано, что первичным для ребенка является нерасторжимое единство с матерью, которое и составляет эквивалент «мы». Поэтому процесс и момент становления «Я» как эпицентра личности ребенка, к которому он относит все впечатления, от которого исходят его действия и т. д. должен еще быть выявлен в специальном исследовании. Таких исследований не велось в отечественной психологии до самого последнего времени по идеологическим причинам.

На уровне взрослой личности проблема «Я» возникает в контексте «Я» – «другие». Многие психологи отмечают, что «Я» складывается из разнообразных оценок личности разными окружающими (родителями, друзьями, сверстниками, детьми). Это одновременно и проблема экспектакций (ожиданий), выражающих потребность в таких или иных оценках, мнениях о себе, представлениях о своей личности («Я – глазами других»). Здесь имеют место два противоположных стремления – стать собой, выявить и выразить свою индивидуальность, и, одновременно, принять оценки и характеристики окружающих для построения своего «Я». Повидимому, самым оптимальным является не только принятие этих оценок и включение в свое «Я», а выбор и выстраивание из них оригинального конструктора на основе реального самовыражения «Я» личности в жизни и деятельности и получения подтверждения тех или иных по принципу обратной связи.

Просмотров: 643
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • "F62" Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга
  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ НА ПОЧВЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА, НЕ ОТНОСЯЩЕЕСЯ К СИНДРОМУ ЛОБНОЙ ДОЛИ (МКБ 310.1)
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Качества личности
  • КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
  • Качества личности
  • качества личности
  • Качества личности
  • Качества личности
  • КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
  • Качества личности
  • КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ (СУБЪЕКТИВНЫХ) ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
  • Л.Карсавин:Проблема личности
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Методика взаимооценивания эгоцентрических качеств личности. Т. И. Пашукова
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Опросник волевых качеств личности (ВКЛ). М. В. Чумаков
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений
  • РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СОЦИОПАТИЧЕСКИХ ИЛИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ (МКБ 301.7)
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь