СОЗНАНИЕ

– одно из самых сложных понятий философии, психологии, социологии, социобиологии и ряда других областей знания. Однозначного понимания и единой теории на проблему сознания не существует. В самом общем виде в большинстве источников сознание определяется как высшая форма отражения действительности, данная в системе эмоциональных и понятийных (языка и речи) форм, присущих только человеку; а также, как способ отношения человека к миру и самому себе, выраженный в различных культурных образованиях и обеспечивающий понимание бытия и человека с точки зрения ценностей; как понимание человеком своего собственного существования, своего предназначения и своего места в мире. Сознание представляет собой внутренний мир человека – мир чувств, мыслей, идей, оценок, идеалов и других самых разных духовных феноменов, которые существуют в идеальной форме и в этом отношении противопоставляются материальному. Сознание – это субъективная реальность, открывающаяся человеку в его жизненной практике, но и сама жизненная практика – результат сознания. Сознание также включает творческую активность, целеполагание, предвидение результатов деятельности, волевые усилия по реализации интересов и потребностей, саморефлексию и ряд других элементов, наличие которых принципиально отличают деятельность человека от инстинктивной деятельности животных. Вплоть до Нового времени сознание ассоциировалось с понятием души или "искры божией", данных человеку. Начиная с философии Нового времени (Декарт, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро и др.), сознание рассматривается как деятельность мозга, как интеллектуальная способность человека к познанию. Но в данных концепциях практически не рассматривается социальная природа сознания, детерминированность его обществом, связь сознания с развитием культуры, хотя слабые попытки установления такой связи имели место: (в хижинах думают и поступают иначе, чем во дворцах, – отмечал, например, Руссо). Сложная многоуровневая структура сознания, исторический его характер, органическая взаимосвязь индивидуально-личностной и надличностной, реально-практи-ческой и трансцендентной (см. трансцендентное) форм были раскрыты в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). Диалектико-материалистическая философия последовательно стояла на точке зрения вторичности сознания, считая сознание результатом, высшей формой развития материи, отражательной функцией мозга. Сознание, по марксизму, – это, прежде всего, "субъективный образ объективного мира". Особое внимание данная концепция уделяла социальной природе сознания, основаниями которой выступали трудовая деятельность, общение, необходимость обмена информацией и, как следствие, появление знаковой системы – языка и членораздельной речи. Современная нематериалистическая философия (феноменология, герменевтика, экзистенциализм и др.) не рассматривает сознание как результат отражения, как образ субъекта существующей реальности. Сознание в их интерпретации – особая самостоятельная реальность, раскрываемая через индивидуальные, специфические "картины мира", через языковые структуры, посредством культурных символов и т.д. Современные поиски внеземных форм сознания, парапсихологические теории, отождествляющие сознание с био-психо-энергетической информацией, якобы могущей "блуждать" в пространстве и времени, философия оставляет, что называется, открытыми для самых разных интерпретаций.

Просмотров: 593
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • АКТУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Воля как характеристика сознания
  • Времени сознание
  • ВРЕМЕНИ СОЗНАНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • Сознание
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • Сознание
  • СОЗНАНИЕ
  • СОЗНАНИЕ
  • Сознание
  • СОЗНАНИЕ
  • Сознание
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Сознание своего недостоинства
  • Сознание человека
  • Сознание человека
  • Сознание человека
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛЯ СОЗНАНИЯ (МКБ 300.1)
  • Чувство бессилия (сознание своего бессилия)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь