СЕНСУАЛИЗМ

– ("чувство", "ощущение") – в самом общем виде, направление в теории познания, согласно которому чувственность является главным источником достоверного, истинного знания, а рассудок и разум выполняют лишь вспомогательные, классифицирующие фукции, функции оформления чувственных ощущений и данных опыта в идеи. Сенсуалисты утверждали, что ничего нет в интеллекте, в разуме, чего не было бы в чувстве. Зачатки сенсуализма возникают еще в античности (Демокрит, Эпикур), но классическое развитие он получает в Новое время в философии Кондильяка, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Локка, Юма, Беркли и др. Материалистический сенсуализм основывался на признании внешнего мира как абсолютного источника ощущений и восприятий, при этом он, правда, противопоставлял объект познания и его субъект – познающего человека, поэтому их связь не была ясной. В результате, у Локка и Юма, например, появляются сомнения в полном соответствии между нашими ощущениями и объективным миром, поэтому их концепции дополнительно все-таки постулируют бога как гаранта существования мира. В субъективном сенсуализме Беркли опыт не являлся отражением мира в ощущениях. Здесь опыт - субъективный поток сознания, никак напрямую не связанный с миром, поэтому "без субъекта нет объекта", и мир существует в представленности только данного субъекта, как поток только его ощущений в его единственности (такую позицию еще называют солипсизмом). В существование реального мира можно только верить исходя из идеи создания мира богом: раз он его создал, значит мир есть. У Канта к чувствам и опыту, как источникам познания, добавляется активность сознания в виде априорных (доопытных) форм, тем самым Кант сумел связать воедино в познавательном процессе чувственные и рациональные источники и способности познания. К сенсуализму близок эмпиризм. Элементы сенсуализма содержатся в материализме Л.Фейербаха и марксистском материализме, в прагматизме и ряде др. теорий. Противоположным сенсуализму в философии выступает рационализм (см. выше).

Просмотров: 1521
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • Воля как характеристика сознания
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О СОКРОВЕННОМ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА
  • Объект и субъект познания
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Отождествление Я с предметами внешнего мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • Субъективный образ мира у ребенка
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь