ШТАЙНЕР

Штейнер (Steiner) Рудольф (1861—1925) — австрийский философ и педагог, создатель антропософии, учения о человеке, как носителе скрытых духовных сил. Д-р философии (с 1891). Образование получил в Венской высшей технической школе, которую окончил в 1881 г. Изучая труды И.В. Гете в области естествознания и философии, стал последователем его натурфилософии. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее — философии жизни Ф. Ницше. С 1883 по 1897 г. редактировал и комментировал труды Гете, участвуя в подготовке фундаментального Веймарского собрания его сочинений. В конце 1890-х гг. Ш. развивал идею мыслительного монизма, согласно которой все многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их субъект, приходит к единому образу мира, черпая мотивы деятельности в интуиции, и благодаря ей отождествляя себя с объектом. В разработке интуитивизма Ш. опирался на идеи Гете о созерцающей силе суждения , которые получили у него значение научного метода (Очерк теории познания гетевского мировоззрения, 1897; в рус пер. 1993), и, как следствие, создал Учение о медитативном мышлении, которое впоследствии развивал в рамках антропософии, как универсального учения о человеке. Реализация человеком в себе свободного духа через развитие интеллектуальных и душевных способностей всегда была, по мысли Ш., источником культурного прогресса, поскольку задатки к такому развитию у всех людей врожденные. В 1899—1904 гг. он преподавал в рабочей школе в Берлине, где применял свои идеи на практике, трактуя воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Широта научных и философских интересов привела Ш. в 1902 г. в Теософское общество (основанное в 1875 г. в Нью-Йорке Е.П. Бла-ватской и Г. Олкоттом ), целью которого было образовать ядро всемирного братства , содействовать сравнительному изучению религии и философии, исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека. Ш. возглавлял немецкую секцию теософского общества. Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род универсальной религии , не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека — достижение сокровенного знания и сверхъестественных способностей с помощью немногих посвященных или мастеров, инспирирующих духовную эволюцию человечества. Поскольку деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Америки и Европы, его центр в 1879 был перенесен в Индию. После кончины Е.П. Блаватской (1891) и Г. Ол-котта (1907) президентом общества стала А. Безант, объявившая в 1912 г. новым спасителем человечества Кришнамур-ти. Не согласный с этим Ш. в 1913 г. вышел из общества, основав в Дорнахе Всеобщее антропософское общество. Основы антропософии были изложены им в книгах Тайная наука (1910) и Антропософия (1924), в которых он предпринимал попытку соединить классическую немецкую философию и естественно-научные идеи нового времени с различными религиозными доктринами древности и средневековья. В духе пантеистической традиции считал, что Бог растворен в природе и мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения в антропософии интерпретировались мифы и верования всех времен и народов (Мистерии древности и христианство, М., 1910). В социально-политическом устройстве общества Ш. отталкивался от идей Платона, считая, что общественная жизнь должна состоять из трех независимых сфер: 1) государственной, функция которого — ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); 2) правовой, функция которой — независимое правосудие (сфера равенства); 3) экономической, функция которой — обеспечить свободное кооперирование (сфера братства). Исходя из идей антропософии, заложил основы Вальдорфской педагогики (по имени фабрики Валь-дорф-Астория в Штутгарте, где для детей рабочих в 1919 г. была впервые организована такая школа). Задача Вальдорфской педагогики — воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения, действуя на пользу прогрессу. Действия педагогов при этом должны направляться на искусство пробуждать скрытые в человеке природные задатки и потому чрезвычайно важна личность и умения педагогов (с 1927 г. в Штутгарте издается журнал Искусство воспитания). Искусство рассматривалось как наилучшее средство для развития живого мышления, прочной воли, душевной ответственности и способности находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. Ш. придавал большое значение трудовому воспитанию и активно возражал против тестирования и отбор одаренных детей. Исследования, публикации и многочисленные доклады Ш. охватывали не только проблемы педагогики, психологии, образования, но и отдельные виды искусства, медицины, космологии, истории религии и т.д. Он выступал также как драматург, скульптор и архитектор. Выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.) оказал значительное влияние на архитектуру экспрессионизма, а антропософские труды — на некоторых представителей искусства (Андрей Белый, В.В. Кандинский, М.А. Волошин, М.А. Чехов и др.). В 30-е гг. деятельность Антропософского общества преследовалась нацистами, наложившими запрет на сочинения Ш. (1933—1945 г.). Однако после войны и особенно с 1960-х гг. происходит возрождение идей Ш.: в Арлесхейме (Швейцария) работает клинико-терапевтический институт, к концу XX века в мире насчитывались сотни вальдорфских школ и более тысячи детских садов. В рус. пер. опубликованы соч. Ш.: Теософия, М., 1915; Очерк тайноведения, М., 1916; Вопрос воспитания как социальный вопрос, Калуга, 1992; Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, М., 1993; Методика обучения и предпосылки воспитания , М., 1994; Философия свободы, Калуга, 1994; Из области духовного знания, или антропософия, М., 1997 и др. Л.А. Карпенко

Просмотров: 667
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Неискусство как искусство
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
  • Социальная сфера общества
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
  • Экономическая сфера общества
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь