ШОРОХОВА

Екатерина Васильевна (p. 1922) — российский психолог, философ, специалист в области проблем марксистской психологии. Основные области исследований: методология психологии, история психологии, философские проблемы психологии и физиологии ВНД, психология личности, социальная психология. Д-р философских наук (1962), профессор (1963), засл. деятель науки РСФСР (1986). Вице-президент Общества психологов СССР (с 1963). Чл. ред. журналов: Вопросы психологии (до 1989), Психологического журнала (1980—2002). Награждена медалями (1961, 1970) и двумя орденами Знак Почета (1971, 1975). Закончила психологическое отделение философского фак-та Л ГУ (1947) и аспирантуру Института философии АН СССР (1951). Защитила канд. дис: Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных системах (1951), опубликовав в 1952 г. монографию с тем же названием. С 1947 по 1972 работала в Институте философии АН СССР, являлась ученым секретарем ин-та (1955—1957). Возглавила после кончины С.Л. Рубинштейна сектор философских проблем психологии (1960—1972). В 1961 г. публикует монографию Проблема сознания в философии и естествознании, на основании которой защищает докт. дис. по философии (1962). С 1972 г. работает в ИП АН СССР. Занимала должность зам. директора ИП АН СССР и зав. лабораторией социальной психологии (1972—1988). В настоящее время —гл.н.с. ИП РАН. Разрабатывая философские проблемы психологии, исследовала соотношение психологии и физиологии ВНД (Философские проблемы психологии и физиологии высшей нервной деятельности/под ред. Ш.и др., 1963). Характеризовала сознание как комплексную проблему современной науки, выделила специфику психологического подхода к сознанию: осознанное и неосознанное отражение, индивидуальное и общественное сознание, проблема самосознания и др. Рассматривала значение принципа детерминизма и его место в методологии психологии; анализировала проблему связи биологического и социального в формировании психики человека, соотношение физиологического и психического. Работы в области истории психологии были связаны с анализом истории фрейдизма (как одного из ведущих направлений современной психологии), с исследованием психологических идей С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушин-ского, В.Х. Кандинского, В.Н. Мясищева, В. Вундта. Одной из первых Ш. приступила к разработке проблем социальной психологии в СССР, активно участвовала в 60-е гг. в обсуждении ее предмета. Исследовала вопросы методологии социальной психологии, психологические механизмы социальной регуляции поведения, условия формирования социально-психологического климата, социальной психологии личности, психологии больших социальных групп и коллективов, психологии совместной деятельности и общения. В качестве основных категорий социальной психологии выделила отражение и общение. Предложила классификацию методологических принципов социальной психологии, обосновав их эвристическое значение. Выявила тенденции исследований психологии личности в отечественной психологии, специфические особенности социально-психологического подхода к личности по сравнению с общепсихологическим и социологическим подходами, сформулировала положение об объективном и субъективном путях формирования личности, о смещении акцентов с общественной на индивидуальную детерминацию в процессе ее развития. Анализ больших социальных групп и коллективов позволил установить особенности психологии крестьянства, сделать исторический срез развития трудовой деятельности, потребностей, семейных отношений, религиозных верований крестьян Пошехонья в дореформенной России, после революции и в современных условиях (Особенности психологии крестьянства. Прошлое и настоящее , 1983, всоавт.). Предметом дальнейших исследований Ш. являлась проблема образа жизни: была дана его характеристика, выявлены тенденции его проявлений и развития в сфере производства, семейных отношений, общественной деятельности, быта и досуга. В сфере социальной психологии исследовала психологические характеристики производственных коллективов и закономерности управления ими. Изучение совместной деятельности и общения позволило выявить факторы доверительного и затрудненного общения; установить, что социальная регуляция поведения выступает как функция общения, рассмотреть стиль общения как важный фактор эффективности деятельности малых групп, раскрыть особенности совместной деятельности в экстремальных условиях. Ш. является организатором и ответственным редактором 50 коллективных монографий и сборников статей. В. А. Кольцова

Просмотров: 1165
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • История психологии
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • принцип детерминизма (в психологии)
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Социализация (в психологии развития)
  • условия (в психологии)
  • фактор (в психологии)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • Философские проблемы психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь