ШЕВАРЁВ

Петр Алексеевич (1892-1972) — российский психолог, специалист в области когнитивной психологии, автор теории обобщенных ассоциаций в умственной деятельности. Д-р психологических наук (1960), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Окончил в 1915 г. историко-филологический факультет МГУ и аспирантуру при кафедре психологии (1915— 1919). С 1919 по 1920 преподавал психологию в Тамбовском ун-те. В 1921 — 1923 гг. — ассистент отделения прикладной психологии Психологического ин-та при Московском ун-те. С 1923 по 1925 г. — педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей, одновременно преподает в Академии социального воспитания, в Институте физкультуры, в Высшей школе военной маскировки, затем на педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1931 г. возвращается в Институт психологии и сначала работает с.н.с, затем зав. лабораторией, отделом общей психологии (1947-1955). С 1958 по 1961 г. -зам. директора по научной работе и одновременно зав. лабораторией восприятия и памяти. В 1960 г. защитил докт. дис. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. До 1969 г. — зав. лабораторией восприятия. Под его руководством проводились исследования формирования понятий у детей. Другое направление исследований было связано с разработкой психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе. Результаты исследований были опубликованы в книге Обобщение ассоциаций в учебной работе школьника (1959). Все ассоциации сводил к ассоциациям по смежности. Отвергал существование ассоциаций по сходству, доказывая, что они так же являются особым видом ассоциаций по смежности. Создал две классификации ассоциаций. Первая построена на основании признаков константности—вариативности и конкретности—обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные, семивариативные, абстрактно-вариативные, конкретно-вариативные. Все семейства распадаются на две большие группы: константные и вариативные (обобщенные). Вторая классификация включает в себя три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета-и гамма-ассоциациями. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В результате совместно с С.С. Алексеевым и Б.М. Тепловым был создан специальный курс цветоведения Для архитектурных вузов, в котором данные психологии и психофизиологии использовались для решения практических задач по цветовому оформлению архитектурных сооружений. Основные труды: К вопросу о структуре восприятия, 1962; О роли ассоциаций в процессах мышления, 1966. СВ. Ильина

Просмотров: 577
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • АППАРАТУРА ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • категории военной психологии
  • МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ
  • ОБЛЕГЧЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ
  • обьект исследования (в психологии)
  • Ослабление ассоциаций
  • ОСЛАБЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПЕРЕРЫВ АССОЦИАЦИЙ
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Свободных-ассоциаций
  • Симптом коротких ассоциаций
  • Тест ассоциаций
  • ТЕСТ АССОЦИАЦИЙ (или ЭКСПЕРИМЕНТ)
  • ТЕСТ ОТДАЛЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ
  • Тест рисуночных ассоциаций. С. Розенцвейг. Модификация Л. М. Митиной
  • Тест словесных ассоциаций
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • цепи психологических ассоциаций
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь