ШАРДАКОВ

Михаил Николаевич (1895— 1961) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р психологических наук, профессор. Работал в ЛГПИ им. Герцена (1927-1942; 1944— 1961), являлся зав. кафедрой психологии (1944—1961). Занимался изучением психического развития школьников в процессе обучения, психологией мышления. На основе проведенных в 1946—1960 гг. экспериментальных исследований Ш. дает всестороннюю характеристику развития мышления учащихся, показывает особенности динамики осознавания школьниками собственных мыслительных процессов. В результате исследования процессов анализа, синтеза, сравнения были раскрыты соотношения этих процессов в развивающемся интеллекте школьника, а также выделены черты их совершенствования: дифференцировка свойств объектов, целенаправленность, планомерность. Изучение развития различных видов умозаключений позволило установить основные ошибки учащихся в индуктивных, дедуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии, а также выделить Те дидактические приемы, использование которых позволяет целесообразно развивать эти виды умозаключений. В работах Ш. рассмотрены особенности развития понимания, процесса усвоения связей и отношений. Дана характеристика развития причинного мышления школьников, понимания истиусвоения ими функциональной математической зависимости, пространственных, временных, условных отношений, а также обратимости и противоречий в связях и отношениях. Цикл работ Ш. посвящен изучению развития понятий у школьников. Рассмотрены различные пути усвоения понятий: от единичного к общему и от общего к единичному; раскрыты ступени формирования различных видов понятий: предметных, научных, моральных; показаны дидактические условия, позволяющие избежать ошибок в формировании понятий и обеспечить их неформальное усвоение. Исследования развития мышления охватывало учащихся 1—9-х классов. Полученные данные содержат достаточно полный и обоснованный перечень критериев для оценки развивающегося в учебной деятельности мышления школьников и отражают особенности мышления учащихся разного возраста. Ш. Автор монографий: Обществоведческое мышление школьника. Экспериментальное исследование , 1931; Очерки психологии учения , 1951; Очерки психологии школьника , 1955; Мышление школьника, 1963. Л. А. Регуш

Просмотров: 1186
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • БЛЕЙХЕРА-ХУДИКА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
  • ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
  • Виды мышления
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Детерминанты развития психологии
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • История развития понятий «общение» и «коммуникация»
  • МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ
  • Мышления уровни развития
  • НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Нарушения динамики мышления
  • Общение (в психологии развития)
  • Олигофрении вследствие воздействия различных вредностей (инфекции, интоксикации) в период внутриутробного развития
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Социализация (в психологии развития)
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Факторы риска в психологии развития
  • Феномен перескакивания ступени развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь