Михаил Николаевич (1895— 1961) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р психологических наук, профессор. Работал в ЛГПИ им. Герцена (1927-1942; 1944— 1961), являлся зав. кафедрой психологии (1944—1961). Занимался изучением психического развития школьников в процессе обучения, психологией мышления. На основе проведенных в 1946—1960 гг. экспериментальных исследований Ш. дает всестороннюю характеристику развития мышления учащихся, показывает особенности динамики осознавания школьниками собственных мыслительных процессов. В результате исследования процессов анализа, синтеза, сравнения были раскрыты соотношения этих процессов в развивающемся интеллекте школьника, а также выделены черты их совершенствования: дифференцировка свойств объектов, целенаправленность, планомерность. Изучение развития различных видов умозаключений позволило установить основные ошибки учащихся в индуктивных, дедуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии, а также выделить Те дидактические приемы, использование которых позволяет целесообразно развивать эти виды умозаключений. В работах Ш. рассмотрены особенности развития понимания, процесса усвоения связей и отношений. Дана характеристика развития причинного мышления школьников, понимания истиусвоения ими функциональной математической зависимости, пространственных, временных, условных отношений, а также обратимости и противоречий в связях и отношениях. Цикл работ Ш. посвящен изучению развития понятий у школьников. Рассмотрены различные пути усвоения понятий: от единичного к общему и от общего к единичному; раскрыты ступени формирования различных видов понятий: предметных, научных, моральных; показаны дидактические условия, позволяющие избежать ошибок в формировании понятий и обеспечить их неформальное усвоение. Исследования развития мышления охватывало учащихся 1—9-х классов. Полученные данные содержат достаточно полный и обоснованный перечень критериев для оценки развивающегося в учебной деятельности мышления школьников и отражают особенности мышления учащихся разного возраста. Ш. Автор монографий: Обществоведческое мышление школьника. Экспериментальное исследование , 1931; Очерки психологии учения , 1951; Очерки психологии школьника , 1955; Мышление школьника, 1963. Л. А. Регуш
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.