MAX

(Mach) Эрнст (1838-1916) -австрийский физик, философ, психолог. Представитель эмпириокритицизма. Профессор, действительный член Венской академии наук. Образование получил в Венском университете, где с 1855 г. обучался физике, философии, математике. В 1860 г. защитил диссертацию (Ober elektrische Entladung und Induktion), с 1861 г. М. — приват-доцент физики Венского ун-та, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств. Был в близких дружеских отношениях с Й. Брейе-ром, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата. После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора М. переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 г. он — профессор математики, с 1866 г. — профессор физики, с 1867 г. — профессор унта Праги, где выполнял функции декана (1872-1873) и ректора (1879-1880). В 1883—1884 гг. — ректор пражского Немецкого ун-та. В 1895 г. возвращается в Вену, возглавляет кафедру истории и теории индуктивных наук в Венском ун-те (1895— 1898), затем до 1901 г. — профессор философии. С 1898 г. М. был вынужден из-за болезни устраниться отдел идо 1913 г. жил в Вене, а затем переехал под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка, который работал прежде всего на ниве просвещения. В философском плане М. отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дис-криптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) М. противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886 г. М. сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат — нейтральный опыт, который состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал М., заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них представляет собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как Я. Я — принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У. Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г. Бар, Р. Музиль). М. проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в Рус пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение — при помощи полос Маха. М. автор трудов: Die Lehre von den Bewegungsempfindungen, 1875; Beitrage zur Analyse der Empfindungen, Jena, 1886; Die Erkenntnis und lrrtum, 1905. В рус. пер. также изд. труды: Познание и заблуждение , М., 1909; статьи в Сб. Новые идеи в философии (Философское и естественно-научное мышление, сб. 1; Основные идеи моей естественно-научной теории познания, сб. 2., СПб., 1912). И.М. Кондаков

Просмотров: 598
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Автор как переводчик себя
  • Адам Смит как философ-моралист
  • Возникновение психологии как науки
  • доцент, профессор:
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • Задача технологии как науки
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра как форма общения
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Образование как система
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь