ЛАНГЕ Николай

Николаевич (1858— 1921) — известный российский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России, известен работами в области восприятия и внимания. Окончил историко-филологический фак-т Петербургского ун-та (1882). В 1884—1886 гг. проходил стажировку в Лейпцигской психологической лаборатории В. Вундта, занимался психологией и философией в ун-тах Берлина, Парижа. С 1888 г. — магистр философии, приват-доцент. С 1890 г. в основном придерживался позиций естественнонаучного материализма, хотя и не всегда последовательно. С 1894 г. — профессор Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимаясь в лаборатории научными исследованиями, Л. сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщенного, чувственного образа предмета ко все более частному, дифференцированному). Всякое ощущение, по Л., начинается с простого толчка в сознании (что-то случилось), затем осознается род раздражителя (какой цвет, звук, поверхность), затем форма предмета и, наконец, происходит его точная локализация в пространстве. Этот общий закон перцепции — результат биологического развития организмов, основа всех простейших психических процессов. Л., кроме того, разработал моторную теорию внимания, рассматривающую движение как условие не только сопровождающее, но и улучшающее наше восприятие (Механизм внимания/ Русская школа, №1, 1891; Психологические исследования. Закон перцепции. Теории волевого внимания.Одесса, 1893). Считал, что двигательный компонент присутствует в процессах мышления, узнавания, памяти. Исходя из этого, рассматривал полю, как двигательный импульс, предшествующий всякому сознательному движению Этот импульс нами не осознается, осознается лишь движение, т.е. сознательная сторона волевого процесса — сумма обратных ощущений, сопровождающих уже происходящее движение (Элементы воли. Вопросы философии и психологии ; кн. 4, 1890). Выделяя двигательные реакции организма как первичные по отношению к внутренним психическим актам, он развивал рефлекторную концепцию психики, продолжая тем самым линию И.М. Сеченова. Среди функций психического основополагающей считал круговую реакцию — то, что мы сейчас называем обратной связью, включающую, с одной стороны, центростремительный ток, который сообщает организму о достигнутом, а с другой стороны — центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Категорически отвергал параллелистическое понимание психики, трактовал психологическую науку как биологическую психологию (не био-логизируя ее, а подчеркивая этим лишь значение психики в биологической эволюции). В 1900—1904 гг. Л. — председатель историко-филологического общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел, ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы. Активно выступал за реформу средней школы России, за улучшение теоретической и практической подготовки учителей. Перевел на русский язык Первую аналитику Аристотеля (1894.). В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 г. за отказ принять к исполнению Циркуляр Министерства народного просвещения о запрете участия служащих в деятельности противогосударственных партий был отстранен от руководства курсами. Продолжал заниматься научной и просветительской работой. В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре Грант (автор статей Вера, Воля, Внимание, Душа, Гоббс, Гегель, Гюйо и др.). В 1914 г. вышла книга Л.: Психология. Итоги науки в теории и практике, впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. В 1917 г. был избран в общественный комитет Одессы для решения вопросов реорганизации народного образования. Создал и возглавил Народный ун-т Одессы. Л. автор сочинений: История нравственных идей XIX в., т 1., ч. 1, Спб., 1889; Душа ребенка в первые годы жизни, Спб., 1892; Великие мыслители XIX века, Одесса, 1907; Логика , Казань, 1912; Теория В. Вундта о начале мифа, Одесса, 1912. А. В. Петровский, С.А. Цветков

Просмотров: 739
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Биогенетический закон в психологии
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ
  • Душа как Солнце
  • закон перцепции
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • ЛАНГЕ Николай Николаевич (1858-1921)
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
  • Расстройства психики при заболеваниях печени
  • Расстройства психики при заболеваниях почек
  • Расстройства психики при лучевой болезни
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь