КОНДИЛЬЯК

(Condillac) Этьен (1715— 1780) — французский мыслитель, просветитель, один из авторов Энциклопедии , лидер ассоциативного направления во французской психологии. Чл. Французской академии (1768). Был воспитателем внука Людовика XV — герцога Парм-ского (1758—1767). Начало его литературной деятельности относится к середине 1740-х гг. (знакомство с Дидро, участие в создании Энциклопедии). Под влиянием Дж. Локка развил сенсуалистическую теорию познания. В первых своих работах трактовал психическое развитие как результат индивидуального опыта, в котором, однако, важную роль играют речь и овладение другими знаками. В дальнейшем отверг предложенное Локком разделение опыта на внешний (ощущение) и внутренний (рефлексия) и отстаивал позиции крайнего сенсуализма (Трактат об ощущениях, 1754, в рус. пер. 1935). В целях придания своим воззрениям наглядности предложил образ статуи, которая первоначально не обладает ничем, кроме способности ощущать. Никаких знаний или идей у нее быть не может, пока она не получит самое простейшее ощущение. Притом в качестве первоощу-щения К. выбрал несущее наименьшую информацию о внешнем мире обонятельное ощущение. Достаточно того, чтобы один запах сменил другой, чтобы сознание приобрело все то, что Декарт относил за счет врожденных идей, а Локк — рефлексии. Сильное и неожиданное ощущение порождает внимание, когда это ощущение возвращается вновь — перед нами — память, два ощущения дают сравнение, как исходную мыслительную операцию, суждение и т.д. вплоть до самых сложных интеллектуальных операций. Новым важным моментом служит присоединение ощущений осязания. Они дают статуе знание о том, что вне нее находятся предметы. В вопросе о том, существуют ли эти предметы объективно или, как учил Беркли, даны только в восприятии, К. не занимал определенной позиции, склоняясь к скептицизму. Чтобы объяснить, каким образом живое существо (в отличие от неподвижной статуи) способно перемещаться в пространстве, К. наделил свою статую способностью не только ощущать внешние качества, но и испытывать при этом чувства приятного или неприятного, побуждающие двигаться в желаемом или нежелаемом направлении. Отвергая декартовскую идею врожденных идей, К. считал, что развитие способностей в человеке определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. Сенсуализм К. и его критика метафизики 17 в. (учений Н. Мальбранша, Г.В. Лейбница и др.) оказали непосредственное влияние на развитие французского материализма. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце XVIИ — начале XIX вв; понимаемая как общая грамматика всех знаков она включала у К. и математику (Язык исчислений, 1798). В рус. пер. изданы труды К.: Логика или умственная наука, руководствующая к достижению истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Сочинения , М., 1980, т.1; 1982, т.2. Л.А. Карпенко, А. И. Липкина

Просмотров: 628
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВОПРОСОВ ЛОГИКА, или: Эротетическая, интеррогативная логика
  • КОНДИЛЬЯК (CONDILLAC) Этьен Бонно де (1715-1780)
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ЛОГИКА ВРЕМЕНИ, или Временная логика
  • ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, или Пропозициональная логика
  • ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, или ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ, или Функциональная логика, теория квантификации, кванторная логика
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (или символическая логика)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕРЕАЛЬНОСТИ, ОЩУЩЕНИЕ (или ЧУВСТВО)
  • Ощущение
  • Ощущение
  • ОЩУЩЕНИЕ
  • Ощущение
  • ОЩУЩЕНИЕ в психологии
  • ОЩУЩЕНИЕ в психологии
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Расположенность к общению на том или другом языке
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь