ДРУЖИНИН

Владимир Николаевич (1955—2001) — российский психолог, специалист в области методологии псикологии, психологического образования, психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций экологической валидности теста и когнитивного ресурса. Д-Р психологических наук (1991), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и МГПУ (с 1993). Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред-журнала Психологическое обозрение . Лауреат премий: С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996); Президента РФ в области образования (1998). Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского Государственного ун-та (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лабораторией психологии способностей и профессионально важных качеств (с 1991), был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Большое внимание уделял проблемам психологического образования, был одним из организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психологии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург). Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, Учаемость) и выявлением факторов социальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. Было установлено, что развитие креативности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологических методов (Структура и логика психологического исследования, 1993; 1994); разработке теоретических основ проблемы развития способностей и их диагностике (Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Части 1-2. М., 1990; Развитие и диагностика способностей/Под ред. Д. и В.Д. Шадрикова. 1991; Психология общих способностей , М., 1995). Им был сконструирован тест математических аналогий (используемый для диагностики математических способностей), созданы методики диагностики мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ресурса (Когнитивные способности, М., 2001). В круг интересов Д. входили и проблемы социальной психологии. В 1996 г. он опубликовал монографию Семья в европейской культуре, а затем Психология семьи, (М., 1997). Большое внимание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных работников и т.п.). (Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т. 1-3). Л.А. Карпенко

Просмотров: 909
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Батарея тестов общих способностей
  • ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задатки способностей
  • ИЛЛИНОЙСКИЙ ТЕСТ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ИТПС), (ITPA)
  • Иллинойский тест психолингвистических способностей (ИТПС, ИТРА
  • ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН (ИСПИ РАН)
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • МАККАРТИ, ШКАЛЫ ДЕТСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • МНОГОСТОРОННЕЙ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ТЕСТ)
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Педагогическое общение: технология развития коммуникативных способностей учителя
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У КЛИЕНТА
  • Психология способностей
  • РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ
  • Разум. Структура познавательных способностей в античности
  • СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЯ
  • Способностей развитие
  • Тест академических способностей
  • ТЕСТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Тест способностей
  • ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Технология развития коммуникативных способностей учителя
  • ШКОЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ (SAT)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь