ЧУПРИКОВА

Наталия Ивановна (р. 1928) — российский психолог, психофизиолог, д-р психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 г. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время — ведущий научный сотрудник и руководитель группы института. Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей. В 1957 г. она защищает канд. дис. Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, а в 1969 г. — докт.: Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словесных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга (Познавательная активность в системе процессов памяти, М, 1989, ред. и соавт.). Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровне-вой нервной организации — от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека. Сформулирована идея о сознании как высшей системно-расчлененной форме отражательной деятельности мозга (Психика и сознание как функция мозга, М, 1985). В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития. Также автор монографий: Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека, М., 1967; Умственное развитие и обучение, М., 1995; Психология умственного развития: принцип дифференциации, М., 1997. В.А. Кольцова

Просмотров: 1084
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Гипотеза функциональной асимметрии мозга (ФАМ) (гипотеза латерализации психических процессов)
  • ИНДУКЦИИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ВИДЫ
  • ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМНАЯ
  • ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОДНОВРЕМЕННАЯ
  • ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ
  • ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
  • ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ
  • ИНЕРТНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • КООРДИНАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • Коэффициент умственного развития
  • ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Рационализация процессов деятельности
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Тип высшей нервной деятельности
  • тип высшей нервной деятельности
  • ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Типы высшей нервной деятельности (ВНД)
  • УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ПОКАЗАТЕЛЬ
  • УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • уравновешенность нервных процессов
  • УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь