Материализм

(лат. materialis — вещественный) — одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. М. субстанцией, первоосновой всего существующего считает материю — независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную». М. считает, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. В области теории познания материалисты стоят на позициях сенсуализма. Как правило, материалистам свойствен социальный и гносеологический оптимизм, вера в возможности науки и преобразовательную деятельность человека. Термин «М.» введен Г. Лейбницем. М. имеет различные формы. Исторически первой формой М. является наивный М., отождествляющий материю с каким-то видом вещества (водой, воздухом, огнем и т. п.). Первые греческие натурфилософы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл) были яркими представителями этой формы М. Для Лейбница наиболее яркой формой выражения наивного М. был античный атомизм. В XVIII в. был широко распространен механистический М., основное свойство материи усматривающий в протяженности (Дж. Толанд, П. Гольбах, Ж. Ламетри). В середине XIX в. возникает так называемый «вульгарный» М., сводящий все мыслительные процессы к материальной основе (К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер). Фогт считал, что мозг так же выделяет мысль, как печень — желчь. Для Молешотта химические процессы были универсальной основой объяснения духовной сферы. Причина рабства — употребление растительной пищи некоторыми народами Юга. Классовые различия Бюхнер объяснял природой наследственности. Упрощенно понимал духовную жизнь человека и русский ученый В. Бехтерев. В особую форму можно выделить естественнонаучный, или стихийный, М., до конца не осознанную мировоззренческую установку исследователя, предполагающую уверенность в объективном существовании природных закономерностей и в способности человека познать эти закономерности. В XIX в. возникает марксистская материалистическая школа, диалектический и исторический М., который стал ведущим материалистическим направлением в XX в. Марксистский М. избегает упрощенного понимания материи, не сводит ее к определенному виду вещества или к определенным свойствам вещества; признает бесконечное разнообразие материальных форм. Свойство развития, изменения органически присуще материи. Высшей формой развития материи является возникновение человека как общественного существа. Сознание нельзя свести к его материальному носителю — мозгу, сознание — производное общества, его продукт и необходимое условие функционирования. Процесс познания рассматривается в диалектическом М. как результат отражения объективного мира в сознании человека. Ряд трудностей, возникающих в связи с попытками решить в рамках М. проблему свободы и ответственности, проблему генезиса и качественного своеобразия человеческого сознания, проблему социального прогресса, приводят М. к необходимости привлечения дополнительных посылок, философских принципов, разрабатываемых в других философских направлениях. Так, возникает деизм — обращение к понятию Бога при объяснении возникновения мира, гилозоизм — учение о всеобщей оживленности материи, помогающее понять возникновение живой природы из неживой, пантеизм, растворяющий Бога в природе. М., как правило, тяготеет к атеизму, сознательной критике религиозных учений. Вместе с тем богословы, религиозно ориентированные философы считают философский М. необходимым этапом духовного развития человечества. Человек, писал Вл. Соловьёв, «не есть только разумно-свободная личность. Он есть также существо чувственное и материальное». Материальное начало в человеке связывает его со всей природой и ее творцом — Богом. Человек должен полюбить свою материальную природу, только признание «прав материи» в этом мире освободит человека от материального рабства. По словам современного православного богослова Антония Сурож-ского, христианство — единственный М., который отводит материи достойное место в мире, верит в ее бездонные возможности; ведь «этот материальный мир оказался способным вместить самого Бога». Для верующего обязательно настанет время, когда материальное обновится, преобразится, соединится с духовным, когда возникнут новое небо и новая земля, где все будет пронизано Божеством.

Просмотров: 613
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Безопасные условия для человека
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОЛНЫ МАТЕРИИ
  • Волны материи
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Двойственность в материи
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Материи и духа проблема
  • МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАВАЯ МЕДИА , ПОНЯТЬ МЕДИА: О РАСШИРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА или Познавая медиа , Понять медиа: О продолжении человеческого существа
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • Ресурсы развития человека
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Стадии развития человека
  • СТРУКТУРНОСТЬ МАТЕРИИ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА  ДВИЖЕНИЯ  МАТЕРИИ  
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь