ТУЛМИН СТИВЕН

(1922-1997) – английский философ и преподаватель, специалист в области идей, создатель эволюционистской концепции науки. Изучал физику в Кембриджском университете, в 1948 г. получил докторскую степень за диссертацию «Исследование места разума в этике». Читал лекции по философии науки в Оксфордском университете  Он прошел путь от махизма и неопозитивизма к эпистемологическому эволюционизму. Свою теорию автор изложил в работах «Генеалогия науки» в трёх томах (1961-1965); «Человеческое понимание» (1972); «Знание и действие» (1976) и «Введение в науку рассуждения» (1979). Тулмин  исходит  из  представления  о  двойственном  характере  человеческого понимания. Исторически  человеческое понимание развивается двумя дополняющими друг друга путями. Познавая мир вокруг себя,  человек расширяет свое знание.  Рефлектируя  по  поводу  своей  познавательной  деятельности,  человек углубляет свое знание. В центре внимания Тулмина вопрос о том, каким путем развиваются  и  изменяются,  передаются  от  поколения  к  поколению  понятия, концептуальные системы. Он считает, что концептуальный  аппарат напрямую зависит от конкретной исторической ситуации. Какими понятиями человек пользуется, какие стандарты рационального суждения он признает, как он организует свою жизнь и интеризует свой опыт, зависит  от того, когда человеку пришлось родиться и где ему довелось жить. Тулмин стремится создать  эволюционную модель развития науки, которая строится на следующих положениях: 1) интеллектуальное  содержание  научной  дисциплины,  с  одной  стороны,  подвержено изменениям, а с другой – обнаруживает  явную преемственность; 2) эволюция научных  теорий – это непрерывный отбор концептуальных новшеств, где решающим условием для выживания инноваций становится её вклад в установление соответствия между  объяснением данного феномена и «объяснительным идеалом»; 3) изменения наступают тогда, когда  интеллектуальная среда позволяет«выжить» тем популяциям, которые в наибольшей степени адаптируются к ней.Науку рассматривает как совокупность интеллектуальных дисциплин и профессиональный институт. В противовес неопозитивистам выдвигает свой план организации  научного мышления,  основанный на  понимании. Понимание в  науке задаётся с одной стороны стандартами («матрицами»), принятыми в научном сообществе в данный исторический период, а с другой стороны – проблемными ситуациями, выступающими основой улучшения понимания. Особое внимание он уделяет проблемным ситуациям.

Просмотров: 1125
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «Опыт о человеческом разумении». Понимание разума по Локку
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • ВЫПУСК УСЛУГ НАУКИ И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Память как знание
  • Споры вокруг сущности и судеб науки и техники (Тейяр де Шарден, Габриель Марсель)
  • СТАТИСТИКА НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТУЛМИН (TOULMIN) Стивен Эделстон
  • ТУЛМИН (TOULMIN) Стивен Эделстон
  • ТУЛМИН (TOULMIN) Стивен Эделстон (р. 1922)
  • ТУЛМИН Стивен Эделстон
  • ТУЛМИН СТИВЕН ЭДЕЛСТОН
  • ТУЛМИН Стивен Эделстон
  • ТУЛМИН Стивен Эделстон (р. 1922)
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Человек как ученый



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь