ТЕХНОЛОГИЯ

(от греч. искусство, мастерство, умение и греч. изучение) – совокупность  методов  и  инструментов для  достижения желаемого результата; метод  преобразования данного  в  необходимое;  способ  производства. В  конце XVIII в. в технознании стали различать описательный раздел и новый, который получил  название «технология». Термин «технология» в научное употребление ввёл Иоганн Беккман в работе «Введение в технологию» (1777 г.) для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные  навыки и эмпирические  представления  об  орудиях  труда  и  трудовых  операциях.  Современное понимание технологии имеет несколько смыслов: 1) технологическая форма движения материи – глобальная совокупность  материальных процессов вещественно-энергетического  взаимодействия  общества  и  природы,  протекающих  в  системах  техники  и  в  целом  формирующих  техносферу;  2)  технологический процесс – материальные воздействия на предмет, вызывающие в нем целесообразные  качественные  и  количественные  изменения  свойств  и  пространственно-временного положения. Обобщенный предмет технологических изменений – различные формы вещества, энергии и информации (все множество технологических процессов может быть выражено технологической матрицей); 3) технологические  науки  –  класс  тех.  наук, изучающих  проблемы превращения природных  предметов  и  процессов  в  искусственные  целесообразные  формы. Базис технологических наук – технологические теории, целостно описывающие законы и закономерности технологических взаимодействий, параметры и условия протекания процессов преобразования  вещества, энергии и информации; 4) технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых инженерными дисциплинами  для  создания  и  регулирования  технологических  процессов  получения, трансформации, передачи и хранения предметов; 5) применение любого научного знания для решения практических задач, такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной. В широком смысле технология – это объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из  экономических ресурсов, а в узком смысле – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля  качества, управления. Технология включает в себе методы, приёмы, режим работы, последовательность  операций и процедур, она тесно  связана  с  применяемыми  средствами,  оборудованием,  инструментами, используемыми материалами. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического  прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт,  информационная тех- нология – информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту  технологией  принято  называть  описание  производственных  процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и  пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки  и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологии занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. Каждому виду техники соответствует своя технологическая модель. Следовательно, выделяются технологии производственные, научные, медицинские и др. В каждой конкретной отрасли материального производства доминируют соответствующие технологические процессы. При  интегрированном подходе выделяются лишь две формы технологий,  а  именно:  а)  научно-промышленные  технологии;  б)  социальные технологии. Современная технология – динамично развивающаяся сфера научного  знания и  практической деятельности. Различают следующие основные, направления  современных  технологических  разработок:  1)  повышение  степени эффективности технологических процессов на основе  компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности; 2) создание эффективных  биотехнологий, предполагающих постепенное замещение дискретных (прерывистых) процессов на  непрерывные технологические процессы, а также процентное увеличение доли немеханических технологий; 3) экологизация техникотехнологических  систем,  т.  е.  повышение  «степени  замкнутости»  всех  форм производственно-хозяйственной деятельности. Технология способствует эффективности  реализации  определенных  социально-технических  решений  и  преодолению  соответствующих  проблем.  Следовательно,  технология  –  реальное (практическое)  разрешение  конкретной  научно-технической,  производственнохозяйственной и социально-политической задачи. Техникознание реализуется в производственно-хозяйственной деятельности в рамках системы «технознаниетехнология-производство».

Просмотров: 1021
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  • Информационная технология
  • Информационная технология
  • Информационная технология
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  • Информационная технология
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИТ)
  • Новая информационная технология (НИТ)
  • Новая информационная технология обучения
  • Педагогическая информационная технология (ПИТ)
  • ПРЕДМЕТ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  • Производственно-технологические функции
  • Рационализация процессов деятельности
  • СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
  • Тафономия(от греч. TAPHOS могила, погребение и NOMOS закон) - раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов.
  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА
  • ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВЫЕ (С-технологии)
  • ТЕХНОЛОГИЯ «УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНФЛИКТАМ»
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • Технология достижения цели
  • ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (“проникающая” технология)
  • ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ)
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Технология принятия решений
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь