СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии  науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие; 2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ,производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве  особого  субъекта  познавательной  деятельности.  Субъекты  научнойдеятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний,  осваивая  средства и методы его получения, делает их своимдостоянием на основе  своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания  в  исследованиях определённой эпохи.  Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями,интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания  все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток  интеллектуальной активности. Субъект  и  его  познавательная  деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности,  т.е. осмысление приемов,норм, методов исследовательской работы, традиций. Субъекты познания различают на каждом этапе  развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом: 1) на этапе классической науки субъект познания представляетсобой «гносеологического  Робинзона»  (это  –  субъект  «вообще»,  вне  социокультурных и субъективных характеристик; он познаёт объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно); 2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание,поскольку получаемое знание: а) относительно, что часто понимается как субъективное, б)  инструментально, что  означает,  что  это  знание  предназначено для решения определенных задач, в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем  не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания, г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские  коллективы;  3)  характеристики  субъекта  постнеклассической  науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.

Просмотров: 2666
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Группа как субъект общения
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Метод научного познания
  • Методология научного познания
  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Методы научного познания
  • Объект и субъект познания
  • ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • Субъект деятельности
  • Субъект деятельности
  • СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь