ГЕНЕТИКА

— обычно определяется как наука, изучающая закономерности процессов наследственности и изменчивости живых организмов. Формальным годом рождения генетики считается 1900 г., хотя основы ее фактически были сформулированы еще в XIX в. австрийским монахом и ученым Г. Менделем (1822— 1884). Именно Мендель на основе своих классических опытов по растительным гибридам уже в работе 1865 г. сформулировал основные идеи всей классической генетики XX в.: материальность и дискретность наследственности (существование особых единиц, факторов наследственности) и случайно-комбинаторный механизм их передачи по поколениям живых организмов. В силу центральной роли генетических структур в осуществлении практически всех важнейших процессов жизнедеятельности, генетика в XX в. заняла особое — стержневое — место во всей системе биологического знания о живой природе, включая и человека как ее части. Начавшись в 1900 г. с переоткрытия законов Менделя, генетика в XX в. прошла стремительный путь развития от формальной идентификации генов (так были в начале века названы менделевскис «факторы» наследственности) с определенными участками ядерных хромосом до выяснения их подлинной химической природы (1944) в форме особого класса химических биополимеров — дезоксирибонуклеиновых кислот (ДНК); от раскрытия структуры ДНК в виде знаменитой теперь и известной всем двойной спирали (1953) до расшифровки кода наследственной информации (1961); и от открытия методов быстрого прочтения, определения (или, как говорят ученые, — секвенирования) длинных нуклеотидных последовательностей ДНК (1977) до расшифровки (точнее, — секвенирования) генома человека (2000).

Бурное развитие генетики в течение всего XX в. сопровождалось не только сенсациями и бурными дискуссиями в широкой печати. Оно непрерывно порождало (и продолжает порождать) и большое число серьезнейших философских, социальных, моральных, этических, юридических и др. вопросов. Их обсуждение уже внесло немалый вклад в общую философию науки XX в., а в будущем именно с их решением можно связывать надежды на окончательное преодоление раскола двух культур — естественнонаучной и гуманитарной. (См. биология, биоэтика, наследственность) . В.Г. Борзенков

Просмотров: 575
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)
  • Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)
  • Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)
  • ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА (ДНК)
  • Дискуссия о наследственности - среде
  • ДИСКУССИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ-СРЕДЕ
  • ДНК
  • ДНК (DNA) (ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА)
  • ДНК (DNA), КИСЛОТА ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВАЯ
  • ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота)
  • ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота)
  • ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота)
  • ДНК РЕКОМБИНАНТНАЯ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Концепция слитной наследственности
  • Методы количественной генетики
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Полигенная система наследственности
  • Рекомбинации ДНК технология
  • Рефлексия как механизм общения
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Тафономия(от греч. TAPHOS могила, погребение и NOMOS закон) - раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов.
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
  • Число как сущее в античности
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь