ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

модель, используемая в процессе имитационного моделирования (см. выше). По своему характеру И. м. является знаково-вещественной и несет в себе черты как физической (вещественной), так и математической (знаковой) модели. Это заключается в том, что И. м. включает в себя моделирующие алгоритмы и программы, а также те или иные структуры ЭВМ, участвующие в моделировании. Построение И. м. базируется на применении научных данных из общей и групповой психологии, технических наук, математики, теории планирования эксперимента, математической статистики, теории и практики применения ЭВМ. Структура И. м. определяется составом входящих в нее блоков и связями между ними. Такими блоками обычно являются: блок имитации условий и средств деятельности, блок имитации деятельности, блок имитации деятельности и общения, блок генерации проблем (задач), блок определения и задания начальных условий, блок регистрации и обработки результатов моделирования, блок управления моделью. Конкретная структура И. м. определяется видом моделируемой задачи. И. м. деятельности оператора в СЧМ можно разбить на два основных вида: модели решения оператором отдельной конкретной задачи и модели его функционирования в условиях потока таких задач (модель обслуживания). Модели первого вида применяются, как правило, для определения времени решения задачи оператором. Для этого его деятельность представляется в виде суммы п отдельных последовательно выполняемых независимых действий. Для каждого из них должны быть известны законы распределения времени их выполнения. В соответствии с заложенной в память ЭВМ программой она формирует время выполнения, первого действия tj, затем время т2 и т. д., пока не будет сформировано время выполнения последнего, n-го действия. Общее время находится как сумма от хх до тп. Процесс повторяется N раз, в результате чего получается N значений времени решения задачи оператором. По этим значениям строится закон распределения; вычисляются его числовые характеристики (математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение) и вероятность своевременного решения задачи; определяются те части задачи, при выполнении которых оператор был недогружен или, наоборот, у него возникал дефицит времени и т. п. При необходимости модель может учитывать возможность возникновения ошибок, индивидуальные характеристики операторов, временные ограничения, налагаемые на процесс решения задачи; вводить различную срочность выполнения отдельных действий и т. д. В моделях второго вида (моделях обслуживания) характеристики решения оператором отдельных задач считаются известными. Здесь они выступают не как результат моделирования (как в первом случае), а в качестве исходных данных. Кроме этого, исходными данными являются: поток задач, поток ошибок оператора, его индивидуальные психофизиологические характеристики, особенности протекания процесса управления. На первом этапе построения модели проводится формализованное описание деятельности оператора. При этом особенно важно учесть некоторые психофизиологические особенности деятельности: возникновение напряженности в работе, совершение ошибочных действий и их исправление, взаимодействие операторов во время работы, динамику работоспособности, влияние очереди и т. д. После этого строится математическая модель, т. е. деятельность оператора описывается с помощью математических объектов (формул, уравнений, неравенств). Для моделирования на ЭВМ модель преобразуется в моделирующий алгоритм, на основании которого составляется программа моделирования. В результате моделирования вычисляются многие характеристики деятельности оператора: степень загрузки, периоды занятости, своевременность решения задач и др. Зная их, можно определить допустимую плотность (темп поступления) задач, произвести оценку загрузки оператора, выявить характер и частоту появления различных ситуаций в СЧМ. Следует также отметить, что И. м. не обязательно являются только знаковыми, цифровыми (статистическими). К их числу относят и модели той же физической природы, что и оригинал, в которых в искусственных условиях имитируется реальная ситуация. Примером таких моделей являются военные учения, деловые игры, противоаварийные тренировки и т. п. (подробнее см. Имитация, Физическое моделирование деятельности оператора).

Просмотров: 639
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • АВТОМАТНАЯ МОДЕЛЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • МНОГОМЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАТОРА
  • МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Модели СМК: коммуникативная модель НоэльНойман
  • Модели СМК: модель Де Флера
  • Модели СМК: модель средства Маклюэна
  • Модели СМК: модель Шеннона-Уивера
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • модель будущих результатов деятельности
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГО (ОБУЧАЮЩЕГОСЯ)
  • Обходные пути решения задачи
  • ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УНИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
  • ЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь