ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, трансцендирование, трансценденция

(от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам на латынь (М. Фичино, Б. Кордиер и др.) ряда древнегреческих терминов Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита как трансцендентного, история понятия уходит в античную философию. В ней свое завершение оно нашло в неоплатонизме, в котором трансцендентное применяется двойственно: трансцендентное как более высокая ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени, переход к которой есть трансцендирование, и абсолютно трансцендентное в отношении ко всему бытию в целом (единое).

Первое из приведенных значений встречается у Августина, который говорит о самотрансцендировании: «Пришли мы к душе нашей и вышли из нее (transcendimus), чтобы достичь страны неиссякаемой полноты» (Августин А. Исповедь. М., 1991, с. 228), чтобы соприкоснуться с Богом. Душа достигает, однако, не находящегося по ту сторону бытия единого, а только бытия в собственном смысле, поскольку Бог является субстанцией, трансцендентной всему, что сотворено и изменчиво. Второе значение встречается у Псевдо-Дионисия Ареопагита и в учении Николая Кузанского о совпадении противоположностей в едином, трансцендирующем все наше мышление. Максимум и минимум Кузанец берет как «трансцендентные пределы с абсолютной значимостью: возвышаясь над всем определившимся в количество объема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все» (Николай Кузанский. Об ученом незнании,— Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1979, с. 55). Совпадающие в едином противоположности являются трансцендентными понятиями в абсолютном значении и могут мыслиться только в выхождении за границы всякого рационального понимания После Кузанца неоплатонический смысл трансцендентного почти не встречается и на первый план выходит противопоставление трансцендентного (выходящего за границы чего-либо) и имманентного (находящегося в границах)

В докантовской философии понятие трансцендентного развивалось в рамках средневекового учения о трансцендента Лиях (см также Трансцендентальное), наиболее существен для трансцендентного теологический аспект этого учения Уже Псевдо-Дионисий Ареопагит говорит о сущем, едином, истинном и благом как о божественных именах Фома Аквинский неоднократно обсуждает трансценденталии в связи с божественными свойствами

И Кант отрицает тождественность трансцендентального и трансцендентного и определяет трансцендентное как то, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет границы возможного опыта и повелевает их переступить, как то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка Указанное кантовское различение было воспринято в дальнейшем многими философами, хотя самим Кантом оно соблюдалось не всегда строго, особенно в трансцендентальной диалектике И Г Фихте противопоставляет трансцендентное имманентному, понимая под первым выхождение науки за свои границы и принятие существования вещей вне сознания Шлейермахер трансцендентным называет нечто, что выдается за рамки обычного мышления Э Гартман напрямую связывает свое понимание трансцендентного с трансцендентальным «Имманентное, поскольку оно мыслится относящимся к трансцендентному, называется «трансцендентальным» (Hartmaim E von Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus B , 1875, S XV) Г. Риккерт также называет исследование, которое занимается трансцендентным и его значением для объективности, трансцендентальным На тесную связь трансцендентного и трансцендентального указывает и Файхингер «Трансцендентное может иметь два значения то, что переступает объем опыта, и то, что лежит за рамками его содержания Первое является познанием сверхчувственного, второе — познанием из чистого разума, следовательно, познанием а рпоп» ( Vaihmger H Kommentar zu Kants Kntik der reinen Vernunft, Bd 1(2) Aalen, 1970, S 468) Э Гуссерль рассматривает трансцендентное как коррелят трансцендентального, к собственному смыслу мира принадлежит, по Гуссерлю, трансцендентность как ирреальная включенность в Я M Хайдеггер связывает трансцендентальное познание «с перешагиванием (трансценденцией) чистого разума к сущему» (Хайдеггер M Кант и проблема метафизики 1997, с 9), а проблему, образующую трансцендентность, называет трансцендентальной Существо трансценденции делает возможным трансцендентальные способности нашей души По Хайдеггеру, «бытие есть transcendens просто Трансценденция бытия присутствия особенная, поскольку в ней лежит возможность и необходимость радикальнейшей индивидуации Всякое размыкание бытия как transcendensa есть трансцендентальное познание» (Хайдеггер M Бытие и время 1997,с 38)

У К Ясперса трансцендирование является связью способов бытия и разных его уровней, в трансцендировании происходит возрождение человеческой сущности Трансценденция выступает как коррелят экзистенции Бытие, которое нас объемлет, «есть Трансценденция, т е бытие, которое для нас нечто совершенно другое, в которое мы не входим, но на котором мы основаны и к которому относимся» (Ясперс К Философская вера — В кн Он же Смысл и назначение истории M , 1994, с 425), «Трансценденция — это бытие, которое никогда не станет миром, но которое как бы говорит через бытие в мире» (там же, с 426) Трансценденция же над всем миром или до всего мира — это Бог Э Левинас попытался восстановить значение абсолютно трансцендентного как бесконечного, находящегося по ту сторону бытия, категорий бытия, тотальности и опыта В то же время Левинас использовал понятие трансценденции в этике для обозначения ответственности за другого, отношения к другому

Соч Августин А Исповедь M , W Николаи Кузанскии Об ученом незнании — Соч в 2 т, т 1 1979, Кант И Критика чистого разу ма M , 1994, Гуссерль Э Картезианские размышления СПб , 1998 Хайдеггер M Бытие и время 1997, Он же Кант и проблема метафизики 1997, Ясперс К Философская вера — В кн Он же Смысл и назначение истории 1994, Schleiennacher F Dialektik Darmstadt, 1976, Hartmann E von Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus B , 1875, Vaihmger I Kommentar zu Kants Kritik der reinen femunft, Bd 1(2) Aalen, 1970 LevmasE Dieu et la philosophie — De Dieu qui vient a lidee P, 1982, Idem Totalite et infini Essai sur lexteriorite Den Haag, 1974

Лит Historisches Worterbuch der Philosophie, Bd 10, hg von I Ritter und K Grunder Basel, 1998, Transzendenz Zu einem Grundwort der klassischen Metaphysik Hg von L Honnefelder/W Schluer Paderborn—W, 1992, HonnefelderL Transzendent oder transzendental uber die Moglichkeit von Metaphysik — Philosophisches Jahrbuch, 1985, N92, KmltenneyerH Transszendent und Transszendental — Festschrift fur Paul Natorp zum 70 Geburtstage B —Lpz , 1924, Lehmann K Trans zendenz — Rahner K , Darlap A (Hg ) Sacramentum mundi 1969, 4 Ingarden R Die vier Begriffe der Transzendenz und das Problem des Idealismus bei Husserl — Analecta husserliana 1971, l, Гаиденко Прорыв к трансцендентному Новая онтология XX века 1997 См также лит к ст Трансцендентальное, Трансценденталии

А Н Круглое

Просмотров: 1212
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • Воля как характеристика сознания
  • Второе значение образования как результата
  • Душа как Солнце
  • Знание как деятельность
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • М. Хайдеггер:Бытие и ничто. Бытие и ужас
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • СМЫСЛ БЫТИЯ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь