|
РОСЦЕЛИН(Roscelinus Compendiensis, Rucelinus) (OK. 1050, Компьень — ок. 1125) — средневековый философ и теолог, создатель крайней формы номинализма. Сохранилось его письмо к Абеляру, посвященное учению о Троице. Прочие сведения о нем извлечены из сочинений Ансельма Кентерберийского, П. Абеляра, Иоанна Солсберийского н анонимного сочинения «О родах и видах». Росцелин утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия — это имена совокупностей вещей; они реальны лишь в качестве «звучаний голоса» (flatus vocis) . Росцелин отрицал реальное существование родов и видов: существовать может лишь нечто единое («одно»), но что едино, то не является общим, а общее не может быть единым. Универсалии не более чем словесные выражения. Отрицал он и реальное существование частей целого: они — как предикаты индивидуальной вещи — только слова; т. е. всякое различие, которое мы видим в вещах, происходит от нашего мышления, реально же существуют только замкнутые единства. Номинализм Росцелина определил его учение о Троице. Ансельм приписывает ему такое утверждение: «Если три Лица в Боге — одна вещь (res), а не три вещи, каждая из которых сама по себе является обособленной, подобно трем ангелам или трем душам,— и притом они едины в том [смысле], что все три суть одно и то же в отношении воли и могущества, — тогда Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном» (Epistola de incamatione fcrbi, l). Утверждение о единстве божественной субстанции противоречит догмату о воплощении только второго Лица Троицы: все, что приписывается какому-то отдельному Лицу (напр., воплощение), необходимо тогда приписать единому Боту, т. е. всем Лицам. Поэтому следует утверждать, что три Лица в Боге — это три отдельные субстанции, а их единство существует только как тождество их в отношении воли и могущества. Учение Росцелина о Троице было осуждено на соборе в Суасоне в 1092, и он вынужден был отречься от него. Лет.: ReinerJ. Der Nominalismus in der Fruhscholastik. Munster, 1910; PicavetF. Roscelin, philosophe et theologien dapres la legende et dapres dhistoire. P., 1911; WimartA. Le premier ouvrage de saint Anselme contre te tritheisme de Roscelin.— «Recherches de theologie ancienne et medievale», 1931, p. 20-26. В. П. Гайденко
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|