ЛУБКИН Александр Степанович

[1770 или 1771 — 30 августа (11 сентября) 1815] — русский философ. Из духовного сословия. Обучался в Костромской семинарии. В 1792 окончил Александровскую главную духовную семинарию (будущая Петербургская духовная академия). Преподавал философию в Костромской (1797—1801) и Петербургской армейской (1801—06) семинариях. В 1806 вышел из духовного звания. Служил в Петербургском педагогическом институте. С 1810 — директор училищ Оренбургской губернии. В 1812— 15 профессор кафедры «умозрительной и практической философии» Казанского университета. Лубкин — первый в России исследователь Канта. С сенсуалистических позиций выступил как критик априоризма и субъективизма кантовской философии. Исходя из объективности внешнего мира, доказывал адекватность реакции органов чувств на внешнее воздействие. В то же время видел ограниченность чувственного познания, поэтому большую роль в постижении сути («внутренней природы») вещей отводил рациональным формам познавательного процесса, выяснению их специфики, Лубкин критиковал агностицизм Канта, его понимание «вещи в себе» («Письма о критической философии», 1805). Обосновывая познаваемость мира,  исходил из практической ценности познания, напр., полагал, что философия как система сведений необходима человеку «для снискания благополучия». С позиции потребностей личности («самолюбия») упрекал Канта в том, что он отделял нравственность от естественных, «чувственных побуждений», от религиозных чувств. Вольнодумной была мысль Лубкина о том, что уважение к закону зависит от того, благо или зло несет он человеку. Противоречивый и непоследовательный деизм философа к концу жизни сменился глубоким религиозным мироощущением. Правда, в своей последней (запрещенной к публикации) работе «Начертание метафизики», пытаясь согласовать веру и разум, Лубкин по сути развел богословие и философию, что означало отрицание основного онтологического принципа деизма, подчеркивало антиклерикальную тенденцию его взглядов.

Соч.: Примечания к «Начальному курсу философии Снелля». Ч. 1,2, 4, 5. Казань, 1813; Начертание логики... СПб., 1807 (опубликована также в кн.: Русские просветители, т. 2. M., 1966).

Лит.: Булич Н. Из первых лет Казанского университета (1805—1819), ч. 2. СПб., 1904; Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971.

И. Ф. Худушина

Просмотров: 515
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА: УЧЕНИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
  • ЛУБКИН Александр Степанович
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Поворот к человеку: классическое и неклассическое в религиозной философии
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРОБЛЕМНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА (О СУТИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ)
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Упирать на что-л
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь