ЛЯН ШУМИН (Лян Хуаньдин, Лян Шоумин)

( 17 сентября 1893, Пекин — 23 июня 1988, там же) — китайский философ, представитель нового конфуцианства, деятель движения «аграрной реконструкции». В молодости испытал влияние идей буддизма, в 1917—24 преподавал в Пекинском университете индийскую философию. В 1922 опубликована прославившая его книга «Дун си вэньхуа цзи ци чжэсюэ» («Культуры Востока и Запада и их философии»). После 1924 участвовал в просветительской работе в деревне, в 1931 основал и позднее возглавил Институт аграрной реконструкции. Стал одним из создателей и руководителей Демократической лиги Китая, редактором ее печатного органа «Гуанмин бао» (Гонконг). В 1947, выйдя из Лиги, вернулся к научной и преподавательской работе, в 1949 опубликовал книгу «Чжунго вэньхуа яои» («Главный смысл китайской культуры»). В сентябре 1953 Лян Шумин выступил с критикой КПК за то, что она забыла о нуждах крестьян и оставила их в нищете, сосредоточившись на индустриализации и повышении уровня жизни рабочего класса, за что получил от Мао Цзэдуна резкую отповедь. Волна политической критики «реакционных» взглядов Лян Шумина продолжалась до 1956. В ходе «культурной революции» он сознательно уклонился от участия в кампании по критике Конфуция. В 1975 завершил работу «Жэньспнь юй жэньшэн» («Человеческое сознание и человеческая жизнь», опубл. в 1984). В 1980 Лян Шумин был избран в комитет по реформе конституции КНР, в 1985 возглавил совет независимой .Академии китайской культуры.

Идеи Лян Шумина сформировались в нач. 1920-х гг в условиях спора китайской интеллигенции о пределах «вестернизации» национальной культуры. Помимо конфуцианства и буддизма испытал влияние идей А. Бергсона и А. Шопенгауэра. Согласно Лян Шумину, основа вселенной — «жизнь» (шэнмин), представляющая собой «неисчерпаемую волю-желание (июй)». В творении начал национальной культуры велика роль гения (в Китае это Конфуций, в Индии — Шакьямуни). Направленность воли определяет несходные типы культур: западная культура носит научно-рациональный характер и нацелена на движение вперед, на борьбу и покорение материального мира; китайская культура интуитивна, философична и направлена на «внутреннюю жизнь» человека и его гармонизацию с миром; индийская культура, по своей природе религиозная и обращенная к прошлому, уводит человека из мира. Сравнивая эти три типа культур, Лян Шумин заключил, что мировая культура будущего  — это возрожденная китайская культура. Он рекомендовал «отвергать индийский подход, из которого нельзя брать ничего», «полностью принимать западную культуру, но при этом коренным образом модифицируя ее» и «вновь критически взять изначальный китайский подход» (Поли. собр. соч., т. 1, с. 528).

Лян Шумин усматривал в религии главный водораздел между христианским путем Запада и «безрелигиозно-квазирелигиозным» путем Китая, основанном на моральных поучениях Конфуция, ритуале, музыке и безрелигиозной морали. Опора на субъективистское учение неоконфуцианской школы синь сюэ  Лу Цзююаня — Ван Янмина сочеталась у Лян Шумина с пристальным вниманием к «рассудочности» (лисин) китайской культуры, противостоящей «разумности-интеллектуальности» (личжи) послекантовского менталитета Запада. «Рассудочность» в учении Лян Шумина носит интуитивно-моральный характер и сближается с понятием Мэн-цзы о врожденном знании добра (лян чжи) . В конце жизни Лян Шумин попытался заново изложить свое учение о «вселенской изначальности человеческого духа» с опорой на современные достижения психологии, биологии и нейропсихологии.

Соч.: Лян Шумин цюаньцзи (Полн. собр. соч. Лян Шумина), т. 1— 8. Цзинань,1989.

Просмотров: 315
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • А.Швейцер: Этика - основа культуры
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
  • Две культуры
  • Жизнь после жизни
  • ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ МИРА
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • Китайская мифологическая культура
  • Китайской комнаты аргумент
  • Культура Древнего Китая
  • КУЛЬТУРА РОССИИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • КУЛЬТУРЫ СТАДИЯ
  • ЛЯН ЦИЧАО
  • ЛЯН ЦИЧАО
  • ЛЯН ЧЖИ
  • МАЯТНИКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ (в теории культуры)
  • Модернизация культуры
  • Морфология культуры
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Социология культуры
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Универсализация культуры
  • Универсалии культуры
  • Учреждение культуры клубного типа
  • Философия культуры
  • Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама
  • Фэй-лян



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь