КВАЛИТАТИВИЗМ

— характеристика особого типа знания, отличительной чертой которого выступает отсутствие редукции чувственно воспринимаемых качеств явлений обыденного опыта к механо-структурным и количественно определимым факторам, выдвигаемым для их объяснения. Квалитативизм имеет предпосылки в мифологическом мышлении, развивается в античности, транслируясь и модифицируясь в последующие эпохи, причем научная революция  17 в. не уничтожает, а лишь маргинализирует этот типичный для ранних периодов развития естествознания тип знания, вытесняя его из легитимизированного ею нового знания на его натурфилософскую и оккультную периферию. Близкими по смыслу к термину «квалитативизм» служат такие словосочетания, как «качественная физика» (В. П. Зубов), «качественная теория» (С. Самбурский), «теория качества» (Э. Мейерсон), смысл которых можно обобщить выражением «качественное знание». Квалитативизм характеризуется повышенным по сравнению с категорией количества онтологическим статусом, резервируемым за категорией качества в структуре «качественного знания». В истории философии термин «квалитативизм» был использован Л. Робэном для характеристики науки Аристотеля, якобы однозначно делающего шаг назад, от Платона к традиции софистов и риторов, и тем самым ориентирующего знание исключительно на «вербализм» силлогистики и приспособленную к ней онтологию «сущностей». Однако на самом деле квалитативизм Аристотеля отнюдь не исчерпывается этим его видом, выступая как сложная гетерогенная система, объединяющая три существенно разнящихся друг от друга его вица, каждый из которых определяется тем, каким образом истолковывается качество в разных частях системы Стагирита (метафизико-эвдетический — физико-эйдетический — физико-динамический квалитативизм). Общими признаками всех указанных видов квалитативизма Аристотеля выступает их противопоставленность механицизму, действие принципа противоположностей или бинарных оппозиций, универсальность концептуального аппарата, связывающего квалитативизм в целом с другими характеристиками науки Аристотеля.

Ограниченность квалитативизма как познавательной программы выявляют присущие ему логические противоречия, обнаруживаемые при попытке придать ему статус строгого объяснения, строящегося по классической модели механицистского детерминизма. Поэтому, когда в 17 в. умозрительная и феноменолого-оперативная установка познания сменяется аналитико-вычислительной и механо-конструктивистской, то происходит «моральный износ» квалитативистской парадигмы, что, однако, не уменьшает актуальности изучения квалитативизма для решения сложных проблем современной науки и философии.

Лит.: Меирсон Э. Тождественность и действительность. СПб., 1912; Зубов В. П. Аристотель. М„ 1963; Визгни В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М-, 1982; Он же. К анализу квалитативиетского типа рациональности: случай Аристотеля.— В кн.: Историко-философский ежегодник. 1996—1997. М„ 1998; Robin L. Aristote. P., 1944; Sambursky S. The Physical World of the Late Antiquity. L,1964.

Просмотров: 1013
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • "F93" Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста
  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «КНИГА О ПРИЧИНАХ», или «Книга Аристотеля об истолковании чистого блага»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • Иллюзия Аристотеля
  • ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • Иллюзия Аристотеля
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Лицей Аристотеля, или перипатетическая школа
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ (АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ, ФОРМАЛЬНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, ДВУЗНАЧНАЯ)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Толкователи Аристотеля



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь