Идентичность половая

[лат. identicus — одинаковый] — осознание субъектом своей принадлежности к мужскому или женскому полу или неопределенности своего полового (сексуального статуса), субъективное переживание своей половой роли. И. п. — один из самых глубоких и ранних элементов образа "Я", формирующийся в первые годы жизни в результате соответствующей категоризации (кодирования, типизирования) и половой социализации. На основании своей генитальной внешности новорожденный получает паспортный (акушерский, паспортный или аскриптивный) пол, в котором его в дальнейшем воспитывают. Центральный элемент И. п. — образ/схема тела и то, насколько его тело, внешность и поведение соответствуют нормативным представлениям о маскулинности/фемининности, которые ребенок усваивает от родителей и сверстников и которые формируют его представления о собственной половой адекватности ("настоящий ли я мальчик/девочка?"). У мальчиков, которым приходится преодолевать первоначальную зависимость от женского, материнского влияния (дефеминизация), этот процесс протекает сложнее, чем у девочек, и чаще сопровождается нарушениями. В подростковом возрасте И. п. дополняется и обогащается сексуально-эротическими компонентами, связанными с половым созреванием (вторичные половые признаки, появление сексуальных интересов и т.д.). Психологические механизмы формирования И. п. интерпретируются по-разному. Теория идентификации, восходящая к взглядам З. Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется и копирует поведение взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери. Теория социального научения У.Мишела придает решающее значение половой типизации с помощью положительного и отрицательного подкрепления: взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот. Ребенок сначала научается различать полодиморфические образцы поведения, затем — выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе "Я". Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга подчеркивает когнитивную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризирует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовать свое поведение со своими представленими о своей половой роли. Перечисленные теории в известном смысле взаимодополнительны. Хотя большинство людей не сомневаются в своей И. п., у некоторых индивидов она проблематична или неопределенна. Это особенно характерно для детей, телосложение, внешность и/или поведение которых не соответствуют полоролевым ожиданиям и стереотипам маскулинности/фемининности (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Часто за этим стоят нарушения гормональной дифференцировки мозга в пренатальном периоде развития. У некоторых детей на этой основе развивается половая дисфория (gender dysphoria) — чувство несогласованности своей сексуальной анатомии и половой идентичности/роли (клинические варианты — транссексуализм и трансвестицизм), неудовлетворенность своим телесным обликом и настоятельная потребность стать членом противоположного пола. Половая дисфория становится особенно острой в период пубертата, когда она осложняется появлением неадекватных генитальному и паспортному полу сексуально-эротических влечений. При наличии соответствующих медико-психологических показаний, такому индивиду может быть сделана хирургическая операция по перемене пола (Белкин А.И., 1979). Пока все проблемы пола рассматриваются в понятиях репродуктивной биологии, любая рассогласованность половой роли и И. п. воспринимается как патология. Однако некоторые культуры знают также понятие "третьего пола": индивид, занимающий промежуточный, межполовой статус (бердачи у американских индейцев, хиджра в Индии), не считается в таких обществах больным и выполняет особые функции. Увеличение в последние годы количества транссексуалов, видимо, отражает рост индивидуальной свободы: если раньше люди вынуждены были в обязательном порядке принимать требования своей половой роли, то теперь они могут в какой-то степени выбирать ее, приспосабливая свой гражданский половой статус к своей И. п. (Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1986). В.Е. Каган

Просмотров: 1997
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Cловарь. Под. ред. М.Ю. Кондратьева; Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под ред. А.В. Петровского




Другие новости по теме:

  • "F64.2" Расстройство половой идентификации в детском возрасте
  • F64.2 Расстройство половой идентификации детского возраста.
  • F64.9 Расстройство половой идентификации неуточненное
  • Воздержаться от замечаний, от своей реплики
  • ГИГИЕНА ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ
  • ДИМОРФИЗМ ПОЛОВОЙ
  • Другие расстройства половой идентификации
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Использование терапевтом своей личности
  • Переоценка своей личности
  • ПОЛОВОЙ
  • Половой
  • Половой акт у человека
  • ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ
  • Половой диморфизм
  • Половой дихрономорфизм
  • ПОЛОВОЙ ОПЫТ
  • Половой отбор
  • Половой роли инверсия
  • ПОЛОВОЙ РОЛИ, ИНВЕРСИЯ
  • ПОЛОВОЙ РОЛИ, СТЕРЕОТИП
  • Половой фетишизм
  • ПОЛОВОЙ ЧЛЕН
  • Предпочтение своей группы
  • Расстройство половой идентификации неуточнённое
  • Расстройство половой идентификации трансролевого типа в детском возрасте
  • Расстройство половой идентификации транссексуального типа в детском возрасте
  • Расширение своей личности
  • Упоение своей речью
  • Учет своей личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь