ВИДИМОСТЬ

кажимость, непосредственное, одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отд. явлениями. В процессе непосредств. созерцания вещи нередко представляются не так, как они существуют сами по себе, а так, как они отражаются в других вещах, с к-рыми они взаимодействуют, как они воспринимаются в зависимости от условий и самого устройства органов восприятия. В. не есть порождение сознания, в ней преломляются реальные отношения вещей, их сущность, так же как и реальные условия наблюдения. Напр., кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с Востока на Запад.

Категория В., с одной стороны, фиксирует неадекватность и неполноту выражения сущности в том пли ином явлении, поскольку ни одно явление не выражает полностью сущности. В этом заключается один из источников заблуждения, когда выводы делаются на основе неполной, односторонней информации, причём эта особенность информации не осознаётся, не учитывается. С др. стороны, категория В. отражает противоречия процесса познания, движение познания от явления к сущности, диалектич. отрицание теоретич. знанием эмпирически данного, противоречие между рациональным и чувственным. Чувств. образы предоставляют материал для теоретич. знания, но коль скоро эти данные интерпретируются как готовое знание, возникает В. знания, отражающая В. явлений. Анализ В.- необходимый момент в познании. Великое открытие Коперника научно объяснило В. непосредственно наблюдаемого движения Солнца. Энгельс писал, что «...видимое движение небесных тел делается понятным лишь для того, кто знает их действительное, но чувственно не воспринимаемое движение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 221).

Особенно сложной исследовательской задачей является познание сущности обществ. отношений. К. Маркс в «Капитале», анализируя «триединую формулу» вульгарной политич. экономии, согласно к-рой капитал порождает прибыль, земля - ренту, а труд пролетария - зарплату, показывает, что эта формула отражает В. капиталистич. произ-ва, в к-ром все виды доходов в действительности являются частями создаваемой пролетариями прибавочной стоимости. Однако возникающая в экономич. отношениях В. объективна и существенна, поскольку в среднем прибыль капиталиста пропорциональна величине авансированного капитала, а рента землевладельца - количеству и качеству его земли.

Первые представления о В. возникли ещё в античности (элеаты, Демокрит, Платон). Впервые систематич. разработкой категории В. занялся Гегель. В. И. Ленин, конспектируя «Науку логики», материалистически переработал гегелевские положения, подчеркнув объективный и существ. характер видимости. «Не только Wesen (сущность.- Pед.), но и Schein (видимость.- Ред.) объективны» (ПСС, т. 29, с. 89). И далее: «Кажущееся есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется темто! Кажимость есть явление (Schemen) сущности самой в самой себе» (там же, с. 119). В. и сущность - единство противоположностей; противоречие между ними есть противоречие самой сущности, присущее ей отрицание своей огранич. определённости.

Просмотров: 649
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • WHOIS (Кто есть кто)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • анонимный «кто есть кто»
  • АНОНИМНЫЙ «КТО ЕСТЬ КТО»
  • Воображение и промежуточные сущности в античности
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • принцип единства явления и его сущности
  • Споры вокруг сущности и судеб науки и техники (Тейяр де Шарден, Габриель Марсель)
  • СУЩНОСТИ СОЗЕРЦАНИЕ, созерцание идеи, значения
  • СУЩНОСТЬ  ТЕХНИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ  
  • Сущность в античности
  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
  • Сущность и явление
  • СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ
  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
  • Сущность и явление
  • СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • УСМОТРЕНИЕ СУЩНОСТИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ СУЩНОСТИ
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт
  • ЯВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь