СИСТЕМА

(от греч. целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, нахо­дящихся в отношениях и связях друг с другом, к-рая образует определ. целостность, единство. Пре­терпев длит. историч. эволюцию, понятие С. с сер. 20 в. становится одним из ключевых филос.-методологич. и спец.-науч. понятий. В совр. науч. и технич. знании разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием С. разного рода, проводится в рам­ках системного подхода, общей теории С., различных спец. теорий С., в кибернетике, системотехнике, систем­ном анализе и т. д.

Первые представления о С. возникли в антич. фило­софии, выдвинувшей онтологич. истолкование С. как упорядоченности и целостности бытия. В др.-греч. фи­лософии и науке (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) разрабатывалась идея системности знания (аксиоматич. построение логики, геометрии). Воспринятые от античности представления о системности бытия разви­вались как в системноонтологич. концепциях Спинозы и Лейбница, так и в построениях науч. систематики 17-18 вв., стремившейся к естественной (а не телеологич.) интерпретации системности мира (напр., клас­сификация К. Линнея). В философии и науке нового времени понятие С. использовалось при исследовании науч. знания; при этом спектр предлагаемых решений был очень широк - от отрицания системного характе­ра науч.-теоретич. знания (Кондильяк) до первых по­пыток филос. обоснования логико-дедуктивной приро­ды систем знания (И. Г. Ламберт и др.).

Принципы системной природы знания разрабатыва­лись в нем. классич. философии: согласно Канту, науч. знание есть С., в к-рой целое главенствует над частя­ми; Шеллинг и Гегель трактовали системность познания как важнейшее требование диалектич. мышления. В бурж. философии 2-й пол. 19-20 вв. при общем идеалистич. решении осн. вопроса философии содержатся, однако, постановки, а в отд. случаях и решения нек-рых проблем системного исследования: специфики теоретич. знания как С. (неокантианство), особенностей целого (холизм, гештальтпсихология), методов построения логич. и формализов. систем (неопозитивизм).

Адекватной общефилос. основой исследования С. яв­ляются принципы материалистич. диалектики (всеоб­щей связи явлений, развития, противоречия и др.). Важнейшую роль в этой связи играет диалектико-материалистич. принцип системности, в содержание к-рого входят филос. представления о целостности объектов мира, о соотношении целого и частей, о взаимодействии С. со средой (являющееся одним из условий существования С.), об общих закономерностях функционирования и развития С., о структурированности каждого системно­го объекта, об активном характере деятельности живых и социальных С. и т. п. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержат богатейший материал по филос. методологии изучения С.- сложных развивающихся объектов (см. Системный подход).

Для начавшегося со 2-й пол. 19 в. проникновения понятия С. в различные области конкретно-науч. знания важное значение имело создание эволюц. теории Ч. Дар­вина, теории относительности, квантовой физики, струк­турной лингвистики и др. Возникла задача построения строгого определения понятия С. и разработки опера­тивных методов анализа С. Интенсивные исследования в этом направлении начались только в 40-50-х гг. 20 в., однако ряд конкретно-науч. принципов анализа С. был сформулирован ранее в тектологии А. А. Богдано­ва, в работах В. И. Вернадского, в праксеологии Т. Котарбиньского и др. Предложенная в кон. 40-х гг. Л. Берталанфи программа построения «общей теории систем» явилась одной из попыток обобщённого анализа системной проблематики. Дополнительно к этой про­грамме, тесно связанной с развитием кибернетики, в 50-60-х гг. был выдвинут ряд общесистемных концеп­ций и определений понятия С. (в США, СССР, Польше, Великобритании, Канаде и др. странах).

При определении понятия С. необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Поскольку понятие С. имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект мо­жет быть рассмотрен как С.), постольку его достаточно полное понимание предполагает построение семейства соответств. определений - как содержательных, так и формальных. Лишь в рамках такого семейства опреде­лений удаётся выразить осн. системные принципы: целостности (принципиальная несводимость свойств С. к сумме свойств составляющих её элементов и невы­водимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения С. от его ме­ста, функций и т. д. внутри целого), структурности (возможность описания С. через установление её струк­туры, т. е. сети связей и отношений С.; обусловленность поведения С. не столько поведением её отд. элементов, сколько свойствами её структуры), взаимозависимости С. и среды (С. формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия), ие­рархичности (каждый компонент С. в свою очередь может рассматриваться как С., а исследуемая в данном случае С. представляет собой один из компонентов более широкой С.), множественности описания каждой С. (в силу принципиальной сложности каждой С. её адек­ватное познание требует построения множества различ­ных моделей, каждая из к-рых описывает лишь опре­дел. аспект С.) и др.

Каждая С. характеризуется не только наличием свя­зей и отношений между образующими её элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с к-рой С. проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность - свойства не только строения, морфологии С., но и ей поведения: отд. уровни С. обусловливают определ. аспек­ты её поведения, а целостное функционирование оказыва­ется результатом взаимодействия всех её сторон и уров­ней. Важной особенностью большинства С., особенно жи­вых, технич. и социальных С., является передача в них информации и наличие процессов управления. К наиболее сложным видам С. относятся целенаправленные С., поведение к-рых подчинено достижению определ. це­лей, и самоорганизующисся С., способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Для многих сложных живых и социальных С. характерно наличие разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей.

Существ. аспектом раскрытия содержания понятия С. является выделение различных типов С. В наиболее общем плане С. можно разделить на материальные и абстрактные. Первые (целостные совокупности матери­альных объектов) в свою очередь делятся на С. неорганич. природы (физич., геологич., химич. и др.) и живые С., куда входят как простейшие биология. С., так и очень сложные биология, объекты типа организма, вида, экосистемы. Особый класс материальных живых С. об­разуют социальные С., чрезвычайно многообразные по своим типам и формам (начиная от простейших соци­альных объединений и вплоть до социально-экономич. структуры общества). Абстрактные С. являются продук­том человеч. мышления; они также могут быть разделе­ны на множество различных типов (особые С. представ­ляют собой понятия, гипотезы, теории, последоват. смена науч. теорий и т. д.). К числу абстрактных С. относятся и науч. знания о С. разного типа, как они формулируются в общей теории С., спец. теориях С. и др. В науке 20 в. большое внимание уделяется иссле­дованию языка как С. (лингвистич. С.); в результате обобщения этих исследований возникла общая теория знаков - семиотика. Задачи обоснования математики и логики вызвали интенсивную разработку принципов построения и природы формализов., логич. С. (металогика, метаматематика). Результаты этих исследований широко применяются в кибернетике, вычислит. техни­ке и др.

При использовании других оснований классифика­ции С. выделяются статичные и динамичные С. Для ста­тичной С. характерно, что её состояние с течением вре­мени остаётся постоянным (напр., газ в ограниченном объёме - в состоянии равновесия). Динамичная С. изменяет своё состояние во времени (напр., живой ор­ганизм). Если знание значений переменных С. в дан­ный момент времени позволяет установить состояние С. в любой последующий или любой предшествующий моменты времени, то такая С. является однозначно де­терминированной. Для вероятностной (стохастич.) С. знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределе­ния значений этих переменных в последующие моменты времени. По характеру взаимоотношений С. и среды С. делятся на закрытые - замкнутые (в них не поступа­ет и из них не выделяется вещество, происходит лишь обмен энергией) и открытые - незамкнутые (постоянно происходит ввод и вывод не только энергии, но и вещест­ва). По второму закону термодинамики, каждая закры­тая С. в конечном счёте достигает состояния равновесия, при к-ром остаются неизменными все макроскопич. ве­личины С. и прекращаются все макроскопич. процессы (состояние макс, энтропии и миним. свободной энергии). Стационарным состоянием открытой С. является по­движное равновесие, при к-ром все макроскопич. вели­чины остаются неизменными, но непрерывно продолжаются макроскопич. процессы ввода и вывода ве­щества.

В процессе развития системных исследований в 20 в. более чётко были определены задачи и функции раз­ных форм теоретич. анализа всего комплекса систем­ных проблем. Осн. задача специализиров. теорий С.- построение конкретно-науч. знания о разных типах и разных аспектах С., в то время как главные проблемы общей теории С. концентрируются вокруг логико-методологич. принципов анализа С., построения метатео­рии системных исследований.

Просмотров: 977
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • Институт системных исследований (Институт Системного Анализа) РАН
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь