СЕНСУАЛИЗМ

(франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно к-рому чувственность является гл. формой достоверного познания. В противополож­ность рационализму С. стремится вывести всё содержа­ние познания из деятельности органов чувств. С. близок эмпиризму, признающему чувств. опыт единств. ис­точником достоверного знания.

В истории философии сформировались протиностоящие друг другу материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внеш. ми­ром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельно­сти некую самосущую сферу сознания. Идеализм наме­тился уже в С. Протагора: провозглашая чувств. вос­приятие единств. источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внеш. вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистич. С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., сос­тоящий в признании истинным не каждого чувств. вос­приятия, а только возникающего в сознании при определ. условиях, был разработан стоицизмом, к к-рому (как и к Аристотелю) восходит классич. формула С.: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувст­вах».

Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из осн. положений С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта всё содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локковского С. была использована Беркли, к-рый полностью отбросил внеш. опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеч. сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятель­ность к-рого, согласно Беркли, определяет возникнове­ние всех «идей» человеч. духа. Сенсуализм Юма, осно­ванный на агностицизме, послужил фундаментом субъ­ективноидеалистич. феноменализма, к-рый составляет основу таких направлений бурж. философии 19-20 вв., как позитивизм и неопозитивизм.

Виднейшими представителями материалистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Д идро, Тольбах, к-рые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская тенденция. Материалистич. сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительноспекулятивному идеализму, господство­вавшему в нем. философии кон. 18 - нач. 19 вв., ут­верждал непосредств. достоверность чувств. познания. Однако С. франц. материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.

Диалектич. материализм, исходя из признания общественнопрактич. природы познания, связывает во­едино, чувственную и рациональную форму познанияя, раскрывает диалектику их_ взаимодействия. см. к ст. Теория познания.

Просмотров: 420
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ
  • Амбивалентность чувств
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ
  • АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ
  • концепция специфической энергии органов чувств
  • КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
  • ОБМАН ЧУВСТВ
  • Описание чувств
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ
  • органы чувств
  • ОРГАНЫ ЧУВСТВ
  • Отражение чувств
  • Отражение чувств
  • ОТЧУЖДЕНИЕ ЧУВСТВ
  • Отчуждение чувств
  • Парафраз чувств
  • Проявление чувств
  • Свежесть чувств
  • Сдерживание чувств
  • Сенсорная система (анализатор, орган чувств)
  • СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
  • ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ
  • Трёхмерная теория чувств
  • ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ЧУВСТВ
  • ТРЕХМЕРНАЯ ТЕОРИЯ ЧУВСТВ
  • Чувство потери чувств
  • ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ
  • Чувство потери чувств



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь