ПУРУША

(санскр., букв.- человек, мужчина), поня­тие др.-инд. мысли, обозначающее первочеловека, все­ленскую душу, жизненный принцип, «Я», сознание. Уже в «Ригведе» (X 90) первочеловек П., из частей те­ла к-рого образуется Вселенная, характеризуется мно­гочисленностью, или многосоставностью (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), огромностью размеров, вездесущностью и т. п. П. приносится в жертву богам путём его расчленения на составные части, из к-рых возникли осн. элементы социальной и космич. органи­зации; П. предстаёт тем самым как образ перехода от единой целостности к множеств. расчленённости, нейт­рализующий противопоставление единого и многого; он становится важным элементом универс. классификации и вступает в длинные ряды отождествлений (П.- год, время, жизнь, брахман и т. п.). В упанишадах П.- жизненный принцип, одушевляющий всё живое (в этом аспекте иногда отождествляется с атманом).

Учение о П. получило особое развитие в санкхье, где П. понимается как «Я», отличное от физич. и пси­хич. начал (т. е. от тела, ума и чувств), как чистое со­знание наряду с пракритиматерией, соединение к-рой с П. открывает начало эволюции.

Просмотров: 474
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • “Как будто”
  • ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО, ПРИНЦИП НАУЧЕНИЯ
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • КАК
  • КАК БУДТО
  • КАК(О)
  • Как, Какус
  • Как?
  • КАКУС, Как
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Принцип «все или ничего»
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • принцип перехода количественных изменений в качественные
  • Принцип(метаф.) или начало
  • С.Франк:Бытие и жизнь. Живое знание
  • Самоубийство как образ жизни
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь