ПРОГРЕСС

(от лат. progressus - движение вперёд, успех), тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенно­го к более совершенному. О П. можно говорить примени­тельно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно с понятием регресса.

Представление о том, что изменения в мире происхо­дят в определ. направлении, возникло в глубокой древ­ности и первоначально было чисто оценочным. В разви­тии докапиталистич. формаций многообразие и острота политич. событий сочетались с крайне медленным из­менением социально-экономич. основ обществ. жизни. Для большинства антич. авторов история - простая последовательность событий, за к-рыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессив­ный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золо­того века» (Гесиод, Сенека), либо как циклич. кругово­рот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристо­тель, Полибий). Христ. историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определ. направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение А некоей предустановленной цели (см. Провиденциа­лизм), лежащей за рамками действит. истории. Идея историч. П. родилась не из христ. эсхатологии, а из её отрицания.

Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение обществ. развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «цар­ство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Преж­де всего был замечен П. в сфере науч. познания; уже Ф. Бэкон и Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что науч. познание мира идёт вперёд. За­тем идея П. распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Просветит, теории П. обосновывали смелую ломку феод. отношений, на их основе складывались много­численные системы утопич. социализма. Но рационалистич. теориям П. был чужд историзм. П. общества про­светители выводили из П. человеч. разума. Теории просветителей имели телеологич. характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер историч. развития. Романтич. историография нач. 19 в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органич. эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости историч. эпох. Однако этот историзм был односторонне обращён в прошлое и часто выступал в роли апологии архаич. отношений. Наиболее глубокую в домарксовой мысли трактовку П. дал Гегель, выступив как против просветит. пренеб­режения к прошлому, так и против ложного историзма романтич. «историч. школы». Однако, понимая историч. П. как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объ­яснить переход от одной ступени обществ. развития к другой. Его философия истории  превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

Марксистско-ленинская концепция П. характеризуется диалектико-материалистич. подходом к этой проблеме, выдвижением объективного критерия П. К. Маркс подчёркивал, что «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». «... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 30, с. 6). П. не есть какаято самостоят. сущность или трансцендентная цель историч. развития. Понятие П. имеет смысл лишь применительно к определ. исто­рич. процессу или явлению в строго определ. системе отсчёта. Цели, стремления и идеалы, в свете к-рых люди оценивают историч. развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъек­тивностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их одно­сторонне, ибо лишь весьма редко и только при совер­шенно определенных условиях она бывает способна к самокритике» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 732).

Общая тенденция историч. развития - переход от систем с преобладанием естеств. детерминации к систе­мам с преобладанием социально-историч. детермина­ции, в основе чего лежит развитие производит. сил. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производит. сил «... высшим критерием общественного про­гресса.. .» (ПСС, т. 16, с. 220).

Совершенствование средств и организации труда обес­печивает рост его производительности, что в свою оче­редь влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производств. навыки и знания и меняет существующее обществ. разделение труда.  Одновременно с П. техники идёт развитие науки. При этом расширяются состав и объём необходимых потреб­ностей человека и изменяются способы их удовлетворе­ния, образ жизни,  культура и быт. Более высокому уровню развития производит. сил соответствует и более сложная форма производств. отношений и обществ. организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производитель­ности труда, и степень освобождения людей ивпод гнё­та стихийных обществ. сил, социально-политич. не­равенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии историч. П. В свете указанного крите­рия первобытнообщинная, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистич. формации представляют собой закономерные стадии постулат. развития человечества.

Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.Первоначально из-за низкого уровня развития произ-ва, а в дальнейшем также из-за частной собствен­ности на средства произ-ва одни элементы социального целого систематически прогрессируют за счёт других. Это делает П. общества в целом антагонистическим, не­равномерным, зигзагообразным

Диспропорция между П. техники, производительно­сти труда и ростом отчуждения, эксплуатации трудя­щихся, между материальным богатством капиталистич. общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в период общего кризиса капитализма. Она отражается в росте социального пессимизма и много­численных филос. и социологич. теориях 20 в., прямо или косвенно отрицающих П. и предлагающих заме­нить это понятие либо идеей циклич. круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое распро­странение получают также различные концепции «кон­ца истории» и пессимистич. антиутопии. В этом же духе интерпретируются мн. глобальные проблемы  совр. цивилизации - экологическая и энергетическая, угро­за ядерной войны и др. Весьма сложен также вопрос о критериях П. применительно к высшим сферам ду­ховной деятельности, напр. иск-ву.

Генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху - пере­ход от капитализма к социализму в мировом масштабе. Колоссально ускоряя темпы обществ. развития, ком­мунистич. формация стремится преодолеть унаследо­ванные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, людей умств. и физич. труда, производит. сил и духовной культуры общества, передовых и экономи­чески отставших стран. Можно предположить, что в историч. рамках зрелого социализма в основном и глав­ном произойдёт становление бесклассовой структуры общества (см. Материалы XXVI съезда КПСС, 1981, с. 52-57). Однако процесс этот не является автоматиче­ским и зависит от сознат. усилий людей, их социальной ответственности и активности.

Возникнув на почве социальной истории, понятие П. было в 19 в. перенесено и в естеств. науки. Здесь, как и в обществ. жизни, оно имеет не абсолютное, а относит. значение. Понятие П. неприменимо ко Вселенной в целом, т. к. здесь отсутствует однозначно определ. направление развития, и ко многим процессам неорганич. природы, имеющим циклич. характер. Проблема критериев П. в живой природе вызывает споры среди учёных.

Просмотров: 671
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • История развития социальной работы
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ОЧАГОВЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ
  • Показатели социального развития
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Стадии развития человека
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Феномен перескакивания ступени развития
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ –



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь