ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ,

наука о законах, управляющих произ-вом, распределением и обменом материальных жизненных благ в человеч. обществе на различных ступенях его историч. развития, «... наука об условиях и формах, при которых происходит произ­водство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 153-54). В. И. Ленин характеризовал П. э. как науку о развивающихся исторически укладах обществ. произ-ва, дающую представление о его раз­личных системах и о коренных чертах каждой системы (см. ПСС, т. 4, с. 36), и указывал, что предмет П. э. «... вовсе не „производство материальных ценностей", как часто говорят (это - предмет технологии), а обще­ственные отношения людей по производству» (там же, т. 2, с. 195).

На основе изучения П. э., как отмечал Ф. Энгельс, возникло всё содержание теории пролет. партии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 13, с. 490). Марксизм произвёл революц. переворот в П. э., превратил её из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно науч. П. э., создав на месте II. э. собственности П. э. труда (см. К. Маркс, в кн. Марко К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 9).

П. э. как самостоят. область знания возникла в кон. 16 в., на заре капиталистич. эпохи. Представители бурж. классич. П. э. стремились вскрыть внутр. струк­туру капиталистич. нроизва. Историч. заслуга А. Сми­та и Д. Рикардо заключается в том, что они положили начали трудовой теории стоимости. Представители бурж. классич. П. э. выявили целый ряд «естеств. зако­нов» капитализма, но они не понимали его исторически преходящего характера и не видели классовой борьбы внутри бурж. общества. С установлением господства буржуазии, выступлением рабочего класса на историч.арену и обострением классовой борьбы бескорыстные исследования в бурж. П. э. уступили место предвзятой апологетике. Обслуживая потребности хозяйствования монополий и экономич. политики капиталистич. гос-в (конкретные исследования, применение математич. ме­тодов и т. д.). бурж. П. э. по характеру объяснений обществ. отношений и тенденций развития капитализма всегда оставалась наукой апологетической. II. э.- наука классовая, партийная. Ленин считал, что ни одному бурж. экономисту, способному давать самые ценные работы в области фактич. спец. исследований, нельзя верить ни в одном слово, когда речь заходит об общей теории П. э. (см. ПСС, т. 18, с. 363).

Рычагом, при помощи к-рого марксизм революционизировал П. э., явилась материалистич. диалектика в целом и материалистич. понимание истории  в особенно­сти. Методологич. основой марксистско-ленинской П. э. служит диалектич. и историч. материализм. По харак­теристике Ленина, в марксизме философия и П. э. «... связаны в цельное материалистическое миросо­зерцание» (там же, т. 25, с. 37).

Революц. переворот в П. э. охватил всё содержание этой науки, начиная с понимания её предмета. Пред­шественники Маркса ставили своей задачей исследова­ние «богатства». Источниками богатства поочерёдно объявлялись те или иные особые виды труда: земледе­лие, мануфактура, мореплавание, торговля и т. д., пока Смит не провозгласил единств. источником материаль­ного богатства «... труд вообще, и притом в его общест­венной совокупности, как разделение труд а...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 45). В отличие от своих предшественников Маркс поставил целью П. э. открытие экономич. закона движения бурж. общества. Представители бурж. класеич. П. э., придерживаясь рационалистич. философии, пытались вывести экономич. законы из природы «хо­зяйствующего человека», вступающего в экономич. от­ношения с другими, подобными ему одиночками. Марк­сизм показал, что произ-во всегда носит обществ. ха­рактер и исходным пунктом П. э. должно служить об­щество, а не отд. индивид. Маркс осуществил конкрет­ное исследование обществ. структуры произ-ва, к-рая определяет психику, волю, сознание и действия людей. Там, где представители бурж. П. э. видели отношения между вещами, марксизм вскрыл отношения между людьми - товаропроизводителями. Уже в товаре и в ещё большей степени в товаре как продукте капитала заключено овеществление общественных определений произ-ва, товарный фетишизм,  характеризующий весь капиталистич. способ произ-ва (см. К. Маркс, там же, т. 25, ч. 2, с. 453).

Т. о., было выяснено, что предметом II. э. являются производств. отношения в их противоречивом единстве с производит. силами. Экономич. категории суть теоре­тич, выражения производств. отношений людей.. Сово­купность производств. отношений данного общества составляет его экономич. строй, или экономич. струк­туру. Анализ производств. отношений дал возможность обобщить социальную реальность разных стран в одном осн. понятии общественно-экономич. формации и уста­новить, что развитие и смена таких формаций являются естеств.-историч. процессом, протекающим по определ. объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания людей, законам. В противоположность предшествовав­шим экономистам, рассуждавшим об «обществе вообще», Маркс дал в «Капитале» материалистич. анализ законов функционирования и развития самой сложной обществ.-экономич. формации - капиталистической.

Марксизм выяснил, что капиталистич. способ произ-ва есть исторически определ. форма обществ. процесса произ-ва. Обществ. процесс произ-ва представляет собой одновременно и процесс произ-ва материальных условий существования человеч. жизни, и протекаю­щий в специфич. историч. условиях процесс произ-ва и воспроиз-ва самих производств. отношений.

До возникновения марксизма П. э. была ограничена почти исключительно генезисом и развитием капиталистич. способа произ-ва, т.к. предшественники Маркса счи­тали капитализм вечным и естеств. состоянием общества. Марксизм показал, что 11. э. по самому существу своему историч. наука, т. к. она имеет дело с историч., т. е. постоянно изменяющимся, материалом. П. э. является наиболее глубоким теоретич. обоснованием историч. неизбежности революц. смены капитализма новым, высшим строем - социализмом. Эту неизбежность марксизм выводит всецело и исключительно из эконо­мич. закона движения бурж. общества. П. э. в единстве с марксистской философией и науч. коммунизмом рас­крывает законы движения социализма, его функциони­рования и перерастания в коммунизм.

П. э. как историч. наука выясняет исторически пре­ходящий характер производств. отношений и выражаю­щих эти отношения экономич. категорий. Изучая после­довательно сменявшиеся в истории обществ.-экономич. формации, П. э. исследует прежде всего особые законы каждой из них и лишь в результате этого исследования выясняет немногие законы, общие для всех или нес­кольких формаций. Попытка подвести под одни и те же законы экономику различных по своему характеру и строю обществ не может дать ничего, кроме самых ба­нальных общих мест (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 151).

П. э. изучает обществ. отношения произ-ва, к-рые определяют также др. стороны экономич. жизни обще­ства: распределение, обмен (обращение) и потребление (с его обществ. стороны). Принцип примата ироизва служит водоразделом между марксистско-ленинской П. э. и различными течениями бурж. П. э., к-рые, выд­вигая на первый план отношения распределения, об­мена или потребления, не могут дать науч. объяснения капиталистич. действительности.

В обществе, разделённом на классы с противоположными интересами, производств. отношения представляют собой в конечном счёте отношения между класса­ми. Отношение классов к средствам произ-ва закрепля­ется и оформляется в законах в виде той или иной фор­мы собственности на средства произ-ва. Отношения соб­ственности являются юридич. выражением существую­щих производств. отношений, к-рые представляют собой их реальное содержание.

Классовое деление общества В. И. Ленин рассматри­вал как «основу хозяйственного строя» всякой антагонистич. обществ.-экономич. формации (см. ПСС, т. 25, с. 44). В каждой такой формации конфликт между производит. силами и производств. отношениями находит своё выражение в классовой борьбе, являющейся гл. движущей силой развития антагонистич. обществ.

П. э. выясняет объективный характер раскрываемых ею экономич. законов, существ. отличия в способе их действия на различных ступенях историч. развития общества. В каждой обществ.-экономич. формации производств. отношения образуют определ. единство, систему, к-рой соответствует определ. система экономич. категории. Категории П. а. представляют собой теоретич. выраже­ние самых основных, коронных, массовых производ­ственных отношений. В П. э., по мысли Ленина, речь идёт «... о направлении развития в общем и целом, отнюдь не о частностях и поверхностных явлениях, ко­торые не могут быть учтены во всем своем разнообразии никакой теорией» (там же, т. 4, с, 205). Исследуя производственные отношения  того или иного способа произ-ва, П. э. пользуется методом науч. абстракции (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф,, Соч., т. 23, с. 6). Среди бесконечного разнообразии свойств и черт, присущих экономич. явлениям, II, э, выделяет существенные, необходимые отношения, играющие определяющую роль для этих явлений. Абстрактные кате­гории П. э., представляя собой отражение в сознании реально существующих отношений и связей, служат орудием всё более глубокого познания действительно­сти, раскрывают сущность экономич. явлений и про­цессов. Восходя от абстрактного к конкретному, П. э. не отходит от истины, а подходит к ней. П. э. таким путём воспроизводит в мышлении картину реальной действительности, выясняет способ проявления экономич. законов. Как и всякая наука, П. э., по словам Ленина, «... показывает нам проявление основных законов в кажущемся хаосе явлений» (ПСС, т. 25, с. 46).

Характеризуя применение Марксом материалистич. диалектики к П. э., Ленин определил содержание «Капи­тала» словами: «История капитализма и анализ поня­тий, резюмирующих ее» (там же, т. 29, с. 301). В марк­систсколенинской П. э. теоретич. исследование воспро­изводит в обобщённом виде, очищенном от случайно­стей и несуществ. моментов, историч. ход развития. Каждый шаг анализа, переход от рассмотрения одной категории к рассмотрению другой воспроизводит об­ширный историч. материал и соответствует определ. этапам развития экономич. жизни общества. Т. о., логич. метод исследования, применяемый П. э., пред­ставляет собой не что иное, как отражение историч. процесса в абстрактной и теоретически последоват. форме. Законы, раскрываемые П. э., представляют собой законы движения данного способа произ-ва. Выясне­ние этих законов служит ключом к пониманию процес­сов развития во всей их сложности и противоречивости. Маркс указывал, что «... развитие противоречий извест­ной исторической формы производства есть единствен­ный исторический путь  ее разложения и образования но­вой» (M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 23, с. 499).

Основы марксистской П. э. были заложены Марксом в «Капитале» и др. трудах, в работах Ф. Энгельса. Экономич. учение марксизма было всесторонне развито и обогащено Лениным на основе нового опыта историч. развития. Глубоко исследовав и обобщив развитие капитализма за полвека, прошедшие со времени появле­ния «Капитала» (1867), Ленин создал марксистскую теорию империализма. На основе опыта социалистич. революции в России Ленин разработал принципиальные положения П. э. социализма: изменение цели произ-ва и характера труда в результате ликвидации эксплуа­тации и установления обществ. собственности на сред­ства произ-ва, планомерный характер развития эконо­мики при наличии стоимостных отношений и хозрасчё­та, основы демократич. централизма в социалистич. хозяйствовании, принципы социалистич. организации труда и материальной заинтересованности, сочетание материальных и моральных стимулов к труду и др. Дальнейшее развитие П. э. совр. капитализма и П. э. социализма содержится в решениях и документах КПСС, братских коммунистич. партий и междунар. коммунистич. движения, в работах сов. экономистов, экономистовмарксистов др. стран.

Для развития П. э., связанного с эпохой зрелого социализма, первостепенное значение имеют решения 24-26-го съездов КПСС. На их основе решаются важ­нейшие теоретич. вопросы создания материально-технич. базы коммунизма и совершенствования производств. отношений, повышения эффективности обществ. произ-ва; изучаются социально-экономич. проблемы науч.-технич. прогресса и труда, проблемы совершен­ствования управления нар. х-вом; исследуются зако­номерности развития мировой социалистич. системы, проблемы социалистич. экономич. интеграции и др.

Просмотров: 677
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  •  Подчинения отношения (между понятиями)
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ
  • ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (по ТРИЗ)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Причинностные отношения, или отношения причинности
  • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Марксизм)
  • Противоположности отношения (между суждениями)
  • Противоречия отношения (между суждениями)
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь