ПНЕВМА

(греч. первоначально - дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее - дух), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. П. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме - 58 В 30). Начало спиритуализации П. было положено отождествлением воздуха П. с суб­станцией души (псюхе) в традиции Анаксимена - Диогена Аполлонийского, у к-рого также впервые фик­сируется представление о жизненном дыханииП., дви­жущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую ис­точник П. в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из кро­ви), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачейпневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками П., истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанциюпосредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных дви­жений) дошло до нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нер­вах у Андрея Везалия и Декарта.

В стоицизме II. - тончайшая и подвижнейшая суб­станция (у Хригиппа - смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным бо­жеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа - тело, но различаясь при этом степенью интенсивности, или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низ­шая ступень (габитус), сообщающая единство неорганич. телам; 2) «природа», вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458-462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления - «руководящую часть», соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на микрокосмич. уровне помещающуюся у челове­ка в сердце, на макрокосмическом - в эфире (у Зенона из Китиона и Хрисиппа SVF II 642-644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499).

Полное одухотворение П. происходит в среде эллинистич. иудаизма на рубеже н. э.: уже в «Книге премудрости Соломона» II. выражает прямое вмеша­тельство бога в мировую историю; Филон Александрий­ский называет П. «божеств. дух» - высшую (бессмерт­ную и бестелесную) часть человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания, превосходя­щий человеч. интеллект и даруемый богом. У Плутар­ха П. ставится в связь с иррациональными способ­ностями души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П. употребляется в различ­ных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юстина так же, как у Филона); характерна роль П. как по­средника: в космосе - между светом и тьмой, высшей и низшей областью мира; в человеке - между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссен­ция - астральное тело). В магич. папирусах и у ал­химиков П. - скрытая таинств. сила, к-рой можно ов­ладеть для достижения определ. цели [напр., превра­щение металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. - посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосно­вения к телу (Плотин, Эннеады II 2, 2) и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприя­тии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматич. оболочке).

Просмотров: 537
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Вопрос об отношении души и тела
  • Дуализм души и тела
  • ДУХ и ДУША
  • Дух и душа.
  • ДУША и ДУХ
  • ДУША И ДУХ (ЧЕЛОВЕКА)
  • Душа как Солнце
  • ДУША, ДУХ
  • Души образ
  • Жизнь, душа, дух, мужество
  • Исповедь души
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование как система
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • СВИДЕТЕЛЬСТВО ДУШИ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь