ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis - множественный), филоо. позиция, согласно к-рой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к дру­гу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был предложен нем. философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.

Понимание действительности до возникновения точ­ного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал («четырёх стихий» - земли, воды, воздуха и огня, и т. п.). Наука и философия нового времени,  стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести качеств. многообразие явлений к единым ос­нованиям, в принципе отвергли П.

Развитие идеалистич. философии в кон. 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П. При этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций вы­ступает релятивизм. П. находит своё выражение преж­де всего в персонализме, исходящем из идеи уникаль­ности каждой личности, в философии жизни, прагма­тизме (У. Джемс), экзистенциализме, «критич.» он­тологии Н. Гартмана.

Превращение П. в осознанную методология, пози­цию характерно для таких направлений бурж. филосо­фии науки, как, напр., конвенционализм А. Пуанкаре, концепция «критич. рационализма», предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в гносеологии и методологии науки, отстаивая представление о множественности истин, абсолютизи­рует одну из черт науки 20 в. - существование конкурирующих друг с другом концепций, многовариант­ность развития совр. теоретич. знания.

В совр. бурж. социологии П. как методология, ориен­тация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политич. П., трактующей механизм политич. власти как противоборство и равновесие обществ. групп. Ряд идеологов правого и «левого» реви­зионизма утверждает, что П. допустим внутри марксиз­ма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в сущест­вовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в абсолютизации и универсали­зации социально-политич. структур бурж. «плюралистич.» демократии, противопоставляемых реальному социализму.

Утверждая принципиальное единство науя. знания, предполагающее многообразие науч. подходов и демок­ратия, методы обсуждения и решения конкретных про­блем познания и обществ. жизни, марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.

Просмотров: 531
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • Методология науки
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Соловьев: «Критика отвлеченных начал» и обоснование цельного знания
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь