БОГДАНОВ

(псевд.: наст. фам. Малиновский; др. псевдонимы - Вернер, Максимов, Рядовой) Александр Александрович [10(22).8.1873, г. Соколка Гродненской губ. - 7.4.1928, Москва], экономист, философ, политич. деятель, учёный-естествоиспытатель. Окончил мед. ф-т Харьковского ун-та (1899). Участвовал в народнич. движении. С 1896 член с.-д. партии. В 1903 примкнул к большевикам; избирался в ЦК на 3-м (1905), 4-м (1906) и 5-м (1907) съездах РСДРП. В 1909 на совещании расширенной редакции газ. «Пролетарий» Б. был исключён из большевистских рядов за фракц. деятельность. Во время 1-й мировой войны Б. занимал интернационалистич. позицию. После Окт. революции 1917 был членом Комакадемии, читал лекции по экономике в Моск. ун-те. В 1918 стал идеологом Пролеткульта, участвовал в организации «Пролетарского ун-та». С 1921 целиком посвятил себя естеств.-науч. исследованиям; организатор и директор первого в мире Ин-та переливания крови (1926). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на самом себе.

Эволюция филос. взглядов Б. прошла четыре этапа: стихийный материализм  («Осн. элементы историч. взгляда на природу», 1899); увлечение энергетизмом В. Ф. Оствальда («Познание с историч. точки зрения», 1901); переход к механицизму и махизму («Эмпириомонизм. Статьи по философии», кн. 1-3, 1904-06). Четвёртый этап связан с отрицанием Б. философии в традиционном смысле. По Б., филос. понятия - дух, материя, субстанция и т. п.- суть «идолы и фетиши познания», порождённые трудовыми отношениями в определ, эпоху и не имеющие смысла за её пределами (см. «Очерки по философии марксизма», СПБ, 1908, с. 215-42). Истина, по Б., есть организующая форма коллективного опыта (см. «Философия живого опыта», 1913). Рассматривая марксистскую диалектику как

форму организации, упорядочения знания, Б. выдвинул в качестве более совершенной свою «организационную диалектику» (см. «Тектология», ч. 3). Производств. отношения, по В., суть «группы первичноорганизующих идеологических комбинаций» («Эмпириомонизм», кн. 3, СПБ, 1906, с. 54, прим.) и поэтому «общественное бытие и общественное сознание,  в точном смысле этих слов, тождественны» («Из психологии общества», СПБ, 1906, с. 57). В. И. Ленин квалифицировал филос. взгляды Б. как идеалистические и реакционные. Вместе с тем он подчёркивал, что «Богданов лично - заклятый враг всякой реакции и буржуазной реакции в частности» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 346). В труде «Всеобщая организационная наука» (т. 1-2, 1913-17) Б. выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии. В ряде исследований сов. и зарубежных авторов отмечается, что нек-рые положения тектологии предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.). В тектологии отразились и механистич. ошибки Б.

Б. принадлежит неск. экономич. работ, в т. ч. «Краткий курс экономич. науки». (1897), высоко оценённый Лениным (см. там же, т. 4, с. 35-43). Одним из первых Б. верно оценил образование синдикатов и трестов как «высшую форму капитализма».

Б.- автор научно-фантастич. романов о будущем обществе - «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1912).

Просмотров: 448
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • БОГДАНОВ (Малиновский) АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873—1928)
  • БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (др. псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (1873-1928)
  • БОГДАНОВ (наст. фам. Малиновский) Александр Александрович
  • БОГДАНОВ (настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович
  • БОГДАНОВ (псевдоним), Малиновский Александр Александрович (1873-1928)
  • БОГДАНОВ Александр Александрович (настоящая фамилия Малиновский) (1873-1928)
  • БЫТИЕ в самом широком смысле
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЛЕНИН (наст. фам. Ульянов) Владимир Ильич
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ТЕКТОЛОГИЯ (всеобщая организационная наука)
  • ТЕКТОЛОГИЯ, или Всеобщая организационная наука
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ЧИТАДЗЕ Шио Алексеевич (1873-1906)
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь