«ТИМЕЙ»

диалог Платона, относящийся к позднему периоду его творчества. Оспорить поздний характер «Т.» пытался Г. Оуэн (1953), объединявший «Т.» в одну группу с «Государством» и др. диалогами среднего периода. Его подверг критике X. Чернис (1957), доказавший, что «Т.» написан позже «Государства», «Теэтета» и «Парменида» и, по всей вероятности, позже «Софиста» и «Политика». Если «Государство» показало, что индивидуальные добродетели лучше всего могут развиться при правильном гос. устройстве, то «Тимей» должен был показать укоренённость человека и гос-ва в общекосмич. жизни.

Действующие лица «Т.» - Сократ, пифагореец Тимей из Локр Италийских (по-видимому, реальное историч. лицо, сведений о к-ром помимо «Т.», однако, не сохранилось), афинянин Критий, в доме к-рого происходит беседа (дед тирана Крития, дяди Платона), Гермократ, сиракузский адмирал, разбивший афинскую экспедицию против Сицилии в 415-413. Беседа ведётся на Великие панафинеи, праздновавшиеся в разгар лета. Диалог состоит из вводной беседы (17а-27b), в ходе к-рой Критий пересказал предание, некогда привезённое из Египта Солоном - о подвиге жителей древнейших Афин, выступивших против союза городов легендарной Атлантиды (21а-25d), и рассказа Тимея (27с- 92с), составленного наподобие традиционных для ранней натурфилософии соч. «О природе». Речь Тимея - рассказ о создании вечно изменчивого чувств. мира - носит характер «правдоподобного мифа» и состоит из вступления (27 с - 29 d), вводящего необходимые для изложения темы категории бытия и становления, образца и подобия (далее дополненные категориями тождественного и иного, вечности и времени и др.), и трёх частей: поскольку космос создан демиургом из сочетания ума и необходимости, 1-я ч. (29d - 47е) рассматривает произведения ума (нуса), 2-я часть (47е - 69а)- произведения ананки (необходимости), а 3-я часть (69а - 92с) - то, что получается из сочетания двух первых начал. В 1-й части рассмотрены первичные элементы, из к-рых состоит космос, создание мировой души, человеч. душ и небесных тел. Во 2-й части рассмотрена проблема материи, к-рая понимается как «то, в чём», пространство («помещение», «вместилище»), восприемница исходящих от ума эйдосов, называется «матерью» и «кормилицей», поскольку она лежит в основе всякого становления и возникновения; ум при этом оказывается «отцом», а возникший мир - «ребёнком»; здесь же рассмотрены трансформации первичных элементов, возникновение чувств. ощущений и восприятий. В 3-й части описано строение и функционирование человеч. организма.

Будучи сводкой всех осн. вопросов космо и антропогенеза, «Т.» подвёл итог натурфилософии 6-4 вв. до н. э. и лёг в основу формирования взглядов на строение космоса в эпоху эллинизма. Он оказал непосредств. влияние на Аристотеля и перипатетическую школу, на Древнюю Академию, стоицизм и - так или иначе - эпикуреизм (критике «Т.» Эпикур посвятил спец. трактат). Метафорич. двусмысленность «Т.» провоцировала при этом различные и иной раз противоположные его толкования - даже в русле ортодоксального платонизма. Так, хотя начиная с Древней Академии и вплоть до позднейших неоплатоников в антич. платонизме преобладало вневременное понимание творения в «Т.», нек-рые представители среднего платонизма (Плутарх, Аттик, Гален) считали, что в «Т.» Платон учит о творении мира во времени. Эта т. зр., значимая для христ. читателей «Т.», была проведена в соч. александрийского неоплатоника Иоанна Филопона «Против Прокла по поводу вечности мира».

С «Т.» вплоть до Возрождения по преимуществу было связано представление о Платоне (не случайно Рафаэль в «Афинской школе» изобразил философа с «Т.» в руке). Первым комментатором «Т.» был представитель Древней Академии Крантор; «Т.» толкуют стоики (специально - Посидоний); ряд комм. к отд. проблемам «Т.» пишет Плутарх; известно о комм. к «Т.» Порфирия и Ямвлиха; до нас дошла значит. часть комментария к «Т.» Прокла. На лат. яз. «Т.» перевёл Цицерон (фр. 27d - 47b); необычайной популярностью на лат. Западе пользовался пер. и комм. Калкидия (вероятно, ок. 400). Араб. философия усвоила «Т.» благодаря переводу в 9 в. парафразы Галена.

Просмотров: 427
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Государство и война всех против всех
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Затягивание времени для ответа
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Значимая часть
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС
  • Мир идей (эйдосов) Платона
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Перевалочный пункт для третьего мира
  • Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • ТРУБКА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ СРЕДНЕГО УХА
  • Упирать на что-л
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь