|
«ПИР»или «Об эросе», или «О благе», диалог Платона зрелого периода (между 385 и 373 до н. э.), написанный, вероятно, одновременно с «Федоном» и соотносящийся с ним как комедия с трагедией. Замечателен не только благодаря изложенной в нём филос. концепции любви (эроса), но и благодаря совершенной лит. форме. Диалог представляет собой рассказ Аполлодора, ученика Сократа, о пиршестве, к-рое устроил трагич. поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления и заключения, «П.» содержит семь речей: Федра (Эрос - древнейший бог), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир), Аристофана (люди в их теперешнем виде - только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина - двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности), Агафона (Эрос - бог, наделённый красотой, совершенством, молодостью и т. п.), а также Сократа и Алкивиада. Если первые четыре речи постепенно подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается: эрос - как и всякое влечение - есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен: стремясь к прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им в юности речь мантинеянки Диотимы: Эрос - не бог, но демон, посредник между человеком и богом, сын Поросабогатства и Пениибедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит одно из самых прекрасных благ - мудрость, поэтому он - сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье - вечное обладание благом в красоте. Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути порождения потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к прекрасному как таковому, к духовному порождению в нём. В отличие от др. собеседников Алкивиад в своей речи восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается осн. тема диалога. «П.» послужил источником многочисл. подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх, Апулей, Афиней, Юлиан, Макробий, Мефодий Патарский). Комм, к «П.»- одна из «Эннеад» (III 5) Плотина. В эпоху Возрождения «П.» стал особенно популярен благодаря комментарию Фичино. Исключит, влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьёва и эстетику рус. символизма.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|