ПЛЮРАЛИЗМ в эстетике

(от лат. pluratis—множественный). 1) Нормальное для науки проявление борьбы мнений, позиций, оценок в эстетике, к-рое на каждом этапе развития эстетической теории должно приводить (в идеале) к нек-рому воспринимающемуся как истина итогу, обобщению в форме закона, канона и т. п. 2) Подход к эстетическим явлениям, оценка произв. иск-ва на основе нескольких несводимых друг к другу исходных принципов. Как методологическая ориентация свойствен в той или иной мере мн. течениям буржуазной эстетики. Такой П. нередко ведет к «дурной бесконечности» (Гегель), неограниченному набору принципов интерпретации явлений или к уравнению всех факторов их развития. На позициях П. стояли Тэн, Ч. Огден, мн. сторонники прагматистской, позитивистской, персоналистской, семантической и др. течений совр. буржуазной эстетики. Теоретически обосновать П. пытался Манро в книге «Эволюция в искусстве» (1963). Процессы развития иск-ва он стремился объяснить, опираясь на принципы естественного отбора, социоэкономического детерминизма, культурной диффузии, натурализма. Неизбежное при этом нагромождение эмпирического материала, поверхностное описательство явлений истории иск-ва привели его к агностицизму в эстетике: факты истории иск-ва столь разнообразны, что «общие законы не могут быть найдены». Плюралистический подход не нацеливает на выявление наиболее существенных связей w отношений, гл. признаков эстетического объекта, причин развития эстетических явлений и отношений. Так, в «Основах эстетики» (1925) Ч. Огдена, А. Ричардса и Дж. Вуда приводится 16 различных определений термина «красивый» и делается вывод об отсутствии ч.-л. устойчивого общечеловеческого в содержании этого понятия, поскольку каждый находит свой идеал прекрасного в зависимости от личных вкусов и устремлений. Вопрос о сущности прекрасного подменяется здесь вопросом о. суоъективном характере его восприятия. Яркий пример П.— утвердившаяся в совр. буржуазном обществоведении концепция множественности факторов, рассматривающая явления иск-ва как результат действия мн. равноценных, одинаково важных факторов — биологических, экономических, психологических, культурных, физических. Уравнение таких моме»тов в развитии иск-ва, как социально-экономические и культурно-идеологические условия и географическая среда,  роль мировоззрения художника и его темперамент в творческом процессе, приводит к затушевыванию сущности худож. явлений, невозможности установить закономерности их развития. Т. обр., следствием такого рода плюралистического подхода является эклектизм, подмена научных критериев оценки релятивистскими. Иной смысл имеет П., утверждающийся в марксистско-ленинской эстетике в условиях перестройки советского об-ва. Он предполагает сочетание множественности научных подходов, всесторонней оценки эстетических явлений с методологическим единством исходных принципов.

Просмотров: 799
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  • ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  • Всеобщая связь явлений
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • Злоупотребление алкоголем без явлений зависимости
  • ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ БЕЗ ЯВЛЕНИЙ ЗАВИСИМОСТИ (МКБ 305.0)
  • Злоупотребление препаратами без явлений зависимости
  • ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕПАРАТАМИ БЕЗ ЯВЛЕНИЙ ЗАВИСИМОСТИ (МКБ 305)
  • Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств
  • ИНТУИТИВИЗМ в эстетике
  • ИРРАЦИОНАЛИЗМ в эстетике (от
  • Коллективный иск
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • принцип единства явления и его сущности
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Структурализм в эстетике
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь