ЛАФАРГ (LAF ARGUE) Поль

(1842— 1911) — деятель международного рабочего движения, один из «самых талантливых и глубоких распространителей идей марксизма» (Ленин В. И., т. 20, с. 387), автор работ по философии, истории культуры, языка и лит-ры. В литературно-критическом наследии Л. запечатлен сложный процесс овладения марксистской методологией эстетического анализа. Историко-материалисти-ческому методу Маркса посвящена серия теоретических и исторических этюдов Л. Однако марксистская диалектика была усвоена Л. недостаточно органично. Это побуждало Энгельса отмечать незрелость нек-рых его работ и предостерегать своего ученика и друга от опасности вульгаризации марксизма. Интересы Л. в области эстетики сосредоточивались прежде всего на исследовании формирования худож. сознания под влиянием общественной борьбы, социально-экономически-х условий развития иск-ва. С этих позиций он рассматривал романтизм в лит-ре эпохи фр.. революции XVIII в.,- выявляя в нем как дворянские, так и буржуазные тенденции. Индивидуализм романтиков, их гипертрофированная страстность., увлеченность экзотикой были, по мнению Л., реакцией на превратности политического развития Франции; на неожиданности рев. террора. Отсюда же мистицизм романтиков, их склонность к католицизму в противовес рационализму и материализму, утверждаемому революцией. Однако при осмыслении -романтизма, в частности в односторонней оценке творчества В. Гюго, проявились элементы вульгарного социологизма, присущие эстетической платформе Л. Считая художника «репрезентативным типом класса или эпохи», Л. порой отождествляет худож. творчество с выражением узкоклассовых интересов. Диалектическая непоследовательность в понимании специфики иск-ва помешала ему увидеть и осознать идейно-худож, многообразие романтизма, в частности оказалось упущенным из виду рев. крыло этого течения. В методологическом отношении более зрелыми являются выступления Л. против натурализма и позитивистской эстетики. Следуя в русле марксистских идей., Л. философски и эстетически обосновывает преимущества реалистического худож. метода О. Бальзака (Реализм) перед натуралистическим, «чисто механическим воспроизведением жизни». Указывая на отдельные проявления натурализма у Золя, на несостоятельность физиологического фатализма как принципа истолкования человеческих судеб, Л. отмечает в то же время «могучий талант», подлинное новаторство писателя, его чуткость к новым социальным явлениям, умение убедительно показать разрушительное влияние на личность буржуазных общественных отношений. Лучшие произв. Золя Л. противопоставляет безжизненному романтизму, мелочному «реализму» эпигонов гонкуровской школы, а также декадентскому «искусству для искусства». Литературно-критические работы Л. «Происхождение романтизма» (1885—96), «Легенда о Викторе Гюго» (1885), «Сафо» Доде» (1886), «Дарвинизм на французской сцене» (1890), «Деньги» Эмиля Золя» (1891) —живое свидетельство пути формирования в марксистской эстетике принципа единства объективности и партийной страстности в оценке явлений иск-ва.

Просмотров: 362
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»,
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • ДВА ВИДА (ПРИНЦИПА) ОРИЕНТАЦИИ
  • ДУХ ЭПОХИ
  • ЗОЛЯ
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • Коллективный иск
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • ЛАФАРГ Поль (1842—1911)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Особенности формирования бредовых идей
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • Развитие марксистской социологии
  • Редукция, в частности, редуцирование
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Этапы формирования сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь