КРАСИВОЕ

—эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты (этимологически «прекрасное» — «очень К.») как во внешнем проявлении, так и во внутреннем выражении, то К- эстетически характеризует только внешнюю и формальную сторону явлений. П-оэтому мы называем К., но не прекрасными черты внешности человека, части его лица, тела и т. п. В качестве К. выступают внешние проявления нек-рых закономерностей — правильность, симметрия, пропорциональность (пропорции), ритм, целесообразность, гармоничность, определенные цветовые и светотеневые сочетания. В тем удовольствии, к-рое доставляет восприятие этих закономерных отношений, играет свою роль физиология органов зрения и слуха, поскольку в процессе биологической эволюции органы чувств  формировались в приспособлении к восприятию закономерных. отношений в природе. Однако только нормальным, комфортным функционированием органов чувств нельзя объяснить эстетическое переживание при восприятии К. Закономерности, образующие красоту внешнего облика явлений, стали обладать эстетической значимостью, т. к. в них закрепилось утверждение человека в действительности, ибо через познание и использование закономерного человек материально и духовно утверждает себя в мире. Т. обр., К. как формальная красота, как «внешняя красота абстрактной формы» (Гегель) не бессодержательна, но ее содержание может не совпадать с содержанием и сущностью самих явлений, внешне выступающих как К. Отсюда возможно противоречие между красивой внешностью, формой, с одной стороны, и содержанием явления, его нравственной и эстетической сущностью — с др. Поэтому и существует своего рода эстетический парадокс: человек может быть красив, но не прекрасен, прекрасен, но не красив. (Ср., напр., Феба и Квазимодо — персонажей романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери») . Относительная самостоятельность К. как формальной красоты дает возможность реакционным течениям в иск-ве эстетизировать безобразное, представляя безобразное по своей сущности явление в виде К. (напр., кинообраз супершпиона Джеймса Бонда, роль к-рого играет красивый актер). Формалистическое иск-во абсолютизирует формально К. (Формализм), превращает его в самоцель, игнорируя сущност-ные (содержательные) эстетические характеристики. Однако К., противопоставленное содержательной стороне явления, вырождается в бездушную красивость. К. проявляется в таких разновидностях, как грациозное — красота движения, изящное—красота очертаний, отточенность формы предметов и явлений.

Просмотров: 570
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Автор как переводчик себя
  • Взгляд, видение, явление, красота, блеск, специя, приправа
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  • ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  • Всеобщая связь явлений
  • Злоупотребление алкоголем без явлений зависимости
  • ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ БЕЗ ЯВЛЕНИЙ ЗАВИСИМОСТИ (МКБ 305.0)
  • Злоупотребление препаратами без явлений зависимости
  • ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕПАРАТАМИ БЕЗ ЯВЛЕНИЙ ЗАВИСИМОСТИ (МКБ 305)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • принцип единства явления и его сущности
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь