КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич

(1866—1944) —рус. художник, с 1921 г. постоянно живший за рубежом, один из основоположников и гл. теоретик абстрактного иск-ва (Абстракционизм). Худож,-эстетическая теория К. сформировалась в атмосфере идеалистических и теософских исканий европ. интеллигенции, оживившихся под влиянием кризисных ситуаций начала XX в. и идеалистически истолкованных естественнонаучных открытий. Художник, по К.,— пророк и деятель, тянущий вперед «застрявшую повозку человечества». Он призван выразить в худож. форме ту особую «объективно» существующую духовность, к-рая не может быть выражена иным способом; говоря иначе, выразить то, что свойственно его личности, данной эпохе, иск-ву вообще,— «элемент чисто и вечно художественного». Значимость последнего элемента, по К., не утрачивается в процессе исторической жизни худож. произв.; напротив, она постоянно возрастает, составляя гл. содержание иск-ва. Художник свободен в выборе форм и средств выражения; единственный его руководитель и судья — «принцип внутренней необходимости», или худож. чувство. Все, что вызвано этим чувством, что «совершенствует и обогащает душу», возбуждает ее «вибрации», и есть прекрасное в иск-ве. Для выражения прекрасного совр. иск-во, полагал К., предоставляет художнику неограниченные возможности — от «чистого реализма» до «чистой абстракции». Сам он был увлечен перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмиче-ских, колористических симфоний. Опираясь на «учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с светомузыкой А. Скрябина, К. разрабатывает свою, во мн. субъективистскую теорию эстетической значимости цвета и формы в живописи. Особое внимание он уделяет синестези-ческому и символическому значению цвета; выдвигает идею о принципиальной возможности создания «живописного контрапункта». Не отрицая предметной живописи, К. полагал, что изображение реальных предметов заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы, а освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, «внеживо-писного». Т. обр., теоретически утверждалась эстетская, ориентированная на узких профессионалов с обостренным чувством цвета и формы худож. позиция, не обращенная к отражению реальной жизни. Начиная с 1910 г. К. создавал в осн. чисто абстрактные полотна, называя их «Импровизациями», если они возникали на эмоционально-бессознательной основе, и «Композициями», когда в их создании участвовал разум. Осн. теоретические труды К.: «О духовном в искусстве» (1910), «Точка и линия на плоскости» (1926), «Эссе об искусстве и художниках» (1955).

Просмотров: 754
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Агнозия на цвета
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Дополнительные цвета
  • дополнительные цвета
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИНТЕНСИВНОСТЬ (ЦВЕТА)
  • КАЧЕСТВО ЦВЕТА
  • Коллективный иск
  • Комплементарные цвета
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Психолингвистика СМИ: формы выражения сведений
  • СУБЪЕКТИВНЫЕ ЦВЕТА
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТА
  • Упирать на что-л
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ЦВЕТА, ОБЪЕМ
  • ЦВЕТА, ОСНОВНЫЕ
  • ЦВЕТА, ОТТЕНКИ
  • ЦВЕТА, ПОВЕРХНОСТЬ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь